Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
Дружелюбный медведь, привлекательный дракон

Потепление в отношениях между Москвой и Пекином вызывает серьезную озабоченность на политическом фронте

Дружелюбный медведь, привлекательный дракон picture
Дружелюбный медведь, привлекательный дракон picture
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
И Россия, и Китай понимают ту опасность, которую может представлять для них озлобление США. Но когда дипломатическими играми начинают заниматься два авторитарных режима, нельзя забывать о возможных интригах.

Есть такая примета: если несвободная Россия и по-прежнему коммунистический Китай, между которыми никогда не было радушного и прочного партнерства, собираются вместе для налаживания дружбы, впереди нас ждут мрачные времена. В связи с этим, у администрации Буша в условиях изменчивых политических альянсов в тихоокеанском регионе появляется еще больше оснований, чтобы приложить активные дипломатические усилия в целях развития отношений со свободными странами Азии.

Может быть, остальной мир и не замечает этого, но Москва уже довольно длительное время движется в направлении пекинской орбиты. Российский президент Владимир Путин, повернувшись в сторону авторитаризма, существенно охладил политические отношения России с Вашингтоном и европейскими столицами. Тем временем, взаимоотношения Пекина с администрацией Буша также испортились, главным образом, по причине протекционистских ужимок американского Конгресса - которые в скором времени могут достичь критической стадии, если законопроект сенатора Чака Шумера (Chuck Schumer) о 27,5-процентной пошлине на китайский экспорт обретет силу.

В связи с этим очень уместным и своевременным со стороны Путина и китайского президента Ху Цзиньтао (Hu Jintao) оказалось открытие во вторник в Пекине "года России", состоявшееся как раз в тот момент, когда Шумер и его коллеги по Конгрессу, собравшиеся на Капитолийском холме, чтобы похныкать, получали холодный прием. Лидеры двух государств подписали соглашение в области энергетики и пообещали сблизить экономики двух стран. Это вполне разумно во многих отношениях. Китай испытывает дефицит энергоресурсов, а у России очень много нефти и газа. И хотя Россия уже давно занимается продажей оружия своему соседу, ее отстающий в развитии частный сектор получает лишь небольшую выгоду от экономического бума в этой стране. Развитие торговли пошло бы на пользу обоим государствам.

Однако такое кажущееся потепление в отношениях вызывает серьезную озабоченность на политическом фронте. Как мы писали раньше, Китай и Россия не являются естественными союзниками. Москва расценивает подъем Китая как угрозу своим стратегическим интересам в Средней Азии, а также беспокоится по поводу плохо скрываемого наращивания этой страной своей военной мощи. Китай, со своей стороны, обеспокоен российскими пограничными претензиями и ее стареющим ядерным арсеналом. Усилия двух стран по налаживанию взаимоотношений основаны на общем желании загнать в угол США с их устремлениями.

Особую тревогу у Соединенных Штатов Америки вызывает то, что Москва и Пекин начинают находить общий язык в своей политике в отношении Тегерана. Обе страны продают этому режиму с его ядерными амбициями оружие, у обеих стран есть там энергетические интересы. Являясь постоянными членами Совета Безопасности ООН, Китай и Россия совместными усилиями могут сорвать западные дипломатические инициативы в Организации Объединенных Наций. Москва также услужливо поддерживает агрессивную позицию Пекина в отношении Тайваня, считая это демократическое островное государство "неотъемлемой частью китайской территории" и препятствуя его вступлению в ООН. И происходит это как раз в тот момент, когда отношения США с Тайванем немного напряжены.

Китай осуществляет пробные шаги к примирению не только в отношении крупных государств, подобных России. На состоявшемся в декабре Восточно-азиатском саммите Пекин начал свое ухаживание за Ассоциацией стран Юго-Восточной Азии (АСЕАН), включающей в свой состав 10 членов. Также отмечается потепление в отношениях между Пекином и Сеулом, происходящее в ущерб Японии, являющейся стойким союзником Америки.

Администрация Буша не слепа, она замечает изменения в расстановке сил. Однако Вашингтон предпочитает рассматривать такие тенденции как нормальную политику взаимных уступок, свойственную международной дипломатии. И это вызывает понимание, пока такие международные маневры не начинают чрезмерно мешать политическим целям США, в особенности их усилиям по созданию стабильных демократий в Афганистане и Ираке. Президент Буш и государственный секретарь Кондолиза Райс (Condoleezza Rice), конечно же, и сами стремятся к налаживанию отношений США со странами Азии.

Многолетние союзники Америки в тихоокеанском регионе еще долгое время не изменят своих позиций. Канберра и Токио подтвердили свою дружбу с США во время визита на прошлой неделе госсекретаря Райс в Азию. Американо-индийские связи также на подъеме. Кроме того, отношения США с рядом других стран, таких как Индонезия, тоже идут на поправку.

И Россия, и Китай понимают ту опасность, которую может представлять для них озлобление США. Но когда дипломатическими играми начинают заниматься два авторитарных режима, нельзя забывать о возможных интригах.