STANDARD: Многие украинцы, поддержавшие Оранжевую революцию, кажется, возмущены тем, что и новое руководство продолжает старую политику.
Тимошенко: Это несколько упрощенный подход. С самого начала "оранжевая" коалиция состояла из двух фракций: той, что была недовольна "куском пирога", который она получала при президенте Леониде Кучме, и стремилась к переделу имущества и власти в свою пользу; и той, что пошла в большую политику, чтобы бороться за настоящие экономические, социальные и политические реформы и разрушение клановой системы, известной как "кучмизм". Моя команда и я относимся ко второй группе. Эффективной работе моего правительства помешало наличие двух параллельных правительственных систем - в президентской администрации и в Совете национальной безопасности.
STANDARD: В достаточной ли мере велась борьба с коррупцией в административных органах и в экономике?
Тимошенко: Нет. Некоторые причины этого я только что назвала. Украине необходимы судебная реформа и главенство закона. Закон, дающий избранным функционерам иммунитет, должен быть отменен. Ни один избранный функционер любого уровня не должен быть выше закона.
STANDARD: В чем заключалась главная причина Вашего разрыва с президентом Виктором Ющенко?
Тимошенко: Я не согласна с тем, что это был разрыв. Я предлагала президенту сотрудничество в реализации целей на принципах, провозглашенных нами во время Оранжевой революции на Майдане (площадь в центре Киева). Мои предложения и моя добрая воля все еще остаются в силе.
STANDARD: Пошли бы Вы на коалицию с партией Ющенко и с его бывшим соперником Виктором Януковичем, чтобы снова попасть в правительство?
Тимошенко: Результаты самых последних опросов говорят о нашем явном преимуществе. Я готова к формированию коалиции с партией Ющенко "Наша Украина", чтобы добиться важной цели реформ: превращения Украины в современную, процветающую демократическую европейскую страну. С Януковичем я сотрудничать никогда не буду, так как он представляет лагерь политической мести и реставрации авторитарной системы Кучмы.
STANDARD: Какие последствия для процесса реформирования может иметь очевидное возвращение Януковича?
Тимошенко: Это означало бы конец настоящих реформ. Вместо этого будет видимость процесса реформирования, "облегченный вариант политики Кучмы", включая предпочитавшуюся им внешнеполитическую игру, когда он доил сразу двух коров: Россию и Запад.
STANDARD: Вы хотите снова стать премьер-министром или уже думаете о посте президента?
Тимошенко: Речь идет не о должности, речь - лишь о сохранении европейской перспективы для моей страны после демократического перелома Оранжевой революции. Ключом к этому является качество государственного руководства.
STANDARD: Что главное в Вашей критике газовой сделки между Украиной и Россией?
Тимошенко: Сделка - не что иное, как предательство национальных интересов Украины. Я сделаю все возможное, чтобы аннулировать эту сделку, отражающую интересы олигархов двух стран. В этом смысле она представляет угрозу не только для Украины, но и для энергетической безопасности ЕС. На будущих переговорах Украина должна отстаивать свою независимость. Нет никаких причин для использования теневых посредников.
Урок, который мы извлекли, заключается в том, что надо принимать серьезные меры для эффективного использования энергии, привлекать иностранных инвесторов для модернизации нашей энергетической инфраструктуры. Я бы приветствовала также единую европейскую политику в области энергетики, в которую Украина могла бы внести конструктивный вклад в интересах энергетической безопасности Европы.
STANDARD: Почему до сих пор нет реального прогресса в расследовании убийства журналиста Георгия Гонгадзе?
Тимошенко: Потому что "кучмизм" все еще сохраняет свое влияние в органах юстиции и милиции Украины.
STANDARD: Ходят слухи о сделке с бывшим президентом Кучмой, которого обвиняют в убийстве. Это правда?
Тимошенко: Не пойму вопроса. Чья сделка? У меня, во всяком случае, никогда не было каких-то сделок с Кучмой.
О Юлии Тимошенко
Юлия Тимошенко (45 лет) была в эпоху Кучмы заместителем тогдашнего премьер-министра Виктора Ющенко, являющегося ныне президентом. Ющенко назначил Тимошенко после Оранжевой революции 2004/2005 председателем правительства - и отправил ее спустя девять месяцев в отставку из-за непреодолимых разногласий.
"Газовая принцесса", "секс-бомба украинской политики", "украинская Жанна д'Арк", "единственный мужчина в украинской политике": одно только перечисление ее прозвищ и характеристик говорит многое о становлении Тимошенко, хорошо знающей, наверное, как никто другой, политико-экономическия переплетения в стране.
Только что вышедшая книга позволяет понять, почему от этой женщины приходится еще кое-чего ожидать. Она, будто, обладает атомной энергией, сказала о ней одна журналистка - и все зависит от обстоятельств, будет ли эта энергия использована для атомной бомбы или для атомной электростанции. (Дмитрий Попов, Илья Мильштейн: "Юлия Тимошенко - Будущее Украины после Оранжевой революции", DuMont).