Россия заявила, что хочет играть большую роль в развитии динамично растущей атомной энергетики Китая, что служит еще одним доказательством тесного энергетического сотрудничества двух стран.
Глава МИД России Сергей Лавров вчера сообщил, что Китай приветствует более активное участие России в своей атомной энергетике, которая сейчас переживает одну из самых масштабных модернизаций в истории отрасли. Пекин заявил, что планирует построить тридцать или более ядерных реакторов в течение 15 лет. В настоящее время в стране действуют девять реакторов на двух электростанциях.
Лавров сделал свое заявление для журналистов в последний день двухдневной встречи президента России Владимира Путина с лидером КНР Ху Цзиньтао. Во вторник Россия пообещала значительно увеличить поставки нефти и газа в Китай.
Связаться с китайскими чиновниками для получения комментария по выступлению Лаврова не удалось, но российские чиновники указывают на участие "Атомстройэкспорта", созданного при Федеральном агентстве по атомной энергии, в первом туре тендера на строительство четырех реакторов в Китае, стоимостью 1-2 млрд. долларов каждый. Во второй тур также прошли Westinghouse Electric Co. и французская государственная компания Areva. Всего строительство АЭС в стране может обойтись в десятки миллиардов долларов.
Китай решил резко увеличить число АЭС для сокращения зависимости от ближневосточной нефти и диверсификации источников энергии, необходимой для удовлетворения нужд быстро растущей экономики. В стране много собственного дешевого угля, но руководство страны беспокоится, что использование чрезвычайно неэкологичного угля на электростанциях слишком плохо скажется на окружающей среде, и все больше склоняется к тому, что ядерная энергия - это более чистая альтернатива.
В поездке Путина сопровождал глава Росатома Сергей Кириенко. Он посетил самую новую китайскую АЭС, Тяньвань, расположенную к северу от Шанхая и построенную совместно с россиянами.
Похоже, что российские претенденты на строительство четырех китайских реакторов, которые будут расположены в восточной провинции Чжецзян и в южной провинции Гуандун, столкнулись с трудностями. Изначально Китай должен был назвать победителя тендера в декабре, но переговоры затянулись.
Эксперты по атомной энергетике и аналитики считают, что китайское правительство недовольно тем, что Westinghouse в феврале была продана японской Toshiba Corp. Напряженность в китайско-японских отношениях усиливается, и Пекин не хочет, чтобы японцы контролировали секретные технологии, говорят аналитики. В Westinghouse говорят, что надеются скоро узнать о решении китайских чиновников.
Тем временем французская Areva отвергает требования Китая о передаче ему большего количества технологий. На прошлой неделе министр финансов Франции Тьерри Бретон (Thierry Breton) заявил, что Areva не сошла с дистанции.
Объявление об интересе России к участию в развитии китайской атомной энергетики было сделано через день после того, как президент Путин сообщил, что Россия планирует проложить до Китая два газопровода и один нефтепровод.
Темпы роста потребления энергоносителей в Китае одни из самых высоких в мире. Многие годы он пытался обеспечить более прямые поставки от северного соседа, крупнейшего в мире производителя газа и второго по величине производителя нефти. Но основная часть экспортных маршрутов России идет на запад, и Москве потребовалось много времени, чтобы развернуться в сторону азиатских рынков. В настоящее время Китай закупает в России лишь незначительную часть потребляемой им нефти и совсем не импортирует российский газ.
Соглашения, достигнутые во вторник, стали большим шагом вперед для планов Пекина по обеспечению больших объемов поставок из России, однако определенные вопросы остаются. Некоторые аналитики сомневаются, что у России достаточно нефти, чтобы экспортировать ее и в Китай, и в Японию. Трубопровод до Китая станет ответвлением более протяженного трубопровода, который планируется проложить до тихоокеанского побережья России, откуда нефть сможет поставляться в Японию.
Кроме того, России и Китаю еще только предстоит договориться о цене на газ. Российские чиновники говорят, что Пекин будет платить столько же, сколько Европа. Но аналитики считают, что это гораздо больше, чем Китай может себе позволить. Недавно страна была вынуждена отложить осуществление планов по импорту природного газа как раз из-за высоких цен на международных рынках. Те, кто принимает участие в разработке соглашения, также указывают, что строительство трубопроводов, которые будут транспортировать половину тех объемов, которые Россия экспортирует в Европу, несет в себе серьезные технические трудности.
"Это соглашение - очень важный рубеж. Но остается вопрос: что дальше?" - говорит Алистер Фергюсон (Alastair Ferguson), заместитель исполнительного директора российско-британского СП "ТНК-ВР".