Желание противников Александра Лукашенко добиться проведения второго тура выборов обречено на неудачу. В разговоре с газетой 'Рravdа' это заявил Олег Манаев, директор Независимого института социально-экономических и политических исследований.
- На митинг оппозиции пришло в воскресный вечер максимум 15 тыс. человек. Это фиаско либо результат запугивания населения?
- Да, там и в самом деле не было пятидесяти-стотысячной толпы, как ожидалось. Однако, более низкое, по сравнению с ожидавшимся, количество пришедших нельзя назвать фиаско. Я лично слышал информацию, что пришло от 20 до 30 тысяч. Это невероятно много, если учесть, что в прошлом в подобных акциях протеста принимало участие не более 5 тысяч человек. Существенно повлияла атмосфера страха, которую создавали государственные СМИ: КГБ приравнял оппозицию к террористам, власти предупредили, что на площади будут серезные беспорядки, что готовится попытка государственного переворота.
- Есть ли у оппозиции хотя бы теоретические шансы добиться проведения второго тура выборов, раз они заявляют, что Лукашенко получил меньше 50% голосов?
- Я не верю, что им это удастся. Во-первых, государственная власть не согласится с этим ни при каких условиях. Во-вторых, у оппозиции нет достаточно сильных аргументов. У них нет ничего, кроме заявлений о том, что Лукашенко не мог получить более 80%, поскольку предвыборные опросы общественного мнения показывали, что он получит значительно меньше, что были нарушены правила выборов, что наблюдатели не могли присутствовать при подсчете голосов.
- Означает ли это, что оппозицию ожидают пять лет тяжелой политической жизни под властью Лукашенко?
- Оппозицию это не уничтожит. Беларусь пробуждается, люди хотят знать правду. И совсем не факт, что оппозиции помогут крупные акции, которые пройдут в ближайшее время. Их ожидает выработка новой стратегии: насколько успешно они смогут распространить между людьми информацию о том, что независимо от количества голосов, якобы полученных Лукашенко, оппозиционные кандидаты могли на самом деле собрать четверть голосов избирателей. Это означает, что граждане республики будут знать, что у них есть альтернатива существующей власти.
- В воскресенье на площади над демонстрантами развевались также украинские и грузинские флаги. Может ли повредить оппозиции то, что заграничные активисты хотят экспортировать в Беларусь цветную революцию, а это означает, что они вмешиваются во внутренние дела другого государства?
- Нет. Ничего не зависит от того, какие флаги видны на протестующими. Государственная пропаганда уже настолько сильно очернила жизнь на Украине и в Грузии после смены режимов, что на белорусов трудно этим произвести впечатление. Большинство пенсионеров этому поверило, их не нужно переубеждать. А потом, есть средний класс белорусов, которых такие разговоры страшно раздражают, когда они их слышат.
- Насколько ошибочно решение оппозиции не выдвигать единого кандидата?
- Несмотря на то, что Милинкевич выступает, как кандидат от единой оппозиции, Козулин, однако, тоже является противником режима, поэтому они оба только растягивают голоса друг у друга.
Ситуация, в которой есть два лидера - это минус. Но всего две-три недели назад они призывали друг друга отказаться от выдвижения своей кандидатуры и сняться с выборов в пользу второго. Однако, сейчас на площади они держались за руки. Конечно, двуглавый дракон - это плохо для оппозиции. Они должны договориться между собой, кто будет выступать как единый кандидат от оппозиции. Возможно, к такому соглашению придут уже очень скоро. Думаю, что таким единым кандидатом будет Милинкевич - он дает людям больше надежд, заглядывая ему в глаза, они ощущают себя более спокойно.
__________________________________________________________
Источник: Rusko v globalni politice