Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
Зачем нужны диктаторы

Раньше Путин без лишних колебаний использовал поставки энергоносителей как средство давления на Лукашенко, но сейчас ему нужна независимая Белоруссия

Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Сначала Москва хотела вернуть в свою зону влияния эту бывшую советскую республику, у которой, в общем-то, никогда не было опыта отдельного существования - ее по очереди занимали то русские цари, то польские короли, то великие князья литовские. Вот уже десять лет говорят о союзе России с Белоруссией, но никто не спешит осуществить этот проект на деле. . .

Белоруссия резко отличается от своих соседей по западной части бывшего СССР. Только там и в России еще не было посткоммунистических революций. И переизбрание на пост президента Александра Лукашенко, набравшего 82,6% голосов, ничего не изменит в сложившейся ситуации, скорее наоборот. А ведь эта страна стояла у истоков роспуска СССР.

В 1991 г. на даче, где-то в лесу под Минском президенты России, Белоруссии и Украины Борис Ельцин, Станислав Шушкевич и Леонид Кравчук заключили соглашение о создании Содружества Независимых Государств, которое закрепило собой конец коммунистического режима. Спустя три года президентом Белоруссии был избран Лукашенко, представивший программу борьбы с коррупцией. С тех пор его власть продолжала укрепляться, а страна под его руководством превратилась в заповедник советского строя и идейную лабораторию неоавторитаризма.

Его отношения с большим русским соседом не всегда были безоблачными, однако значимость Белоруссии и послушного Лукашенко значительно выросла после успешных цветных революций в Грузии и на Украине. Сначала Москва хотела вернуть в свою зону влияния эту бывшую советскую республику, у которой, в общем-то, никогда не было опыта отдельного существования - ее по очереди занимали то русские цари, то польские короли, то великие князья литовские. Вот уже десять лет говорят о союзе России с Белоруссией, но никто не спешит осуществить этот проект на деле. Лукашенко выступал за, когда еще надеялся возглавить это новое славянское образование, но энтузиазма у него поубавилось, когда стало ясно, что он может превратиться в простого губернатора еще одной российской области. В Кремле, конечно, не возражали бы против того, чтобы Белоруссия стала 90-м субъектом Российской Федерации, однако там не хотят объединяться с мелким деспотом, которого абсолютно не признают на Западе. Владимир Путин сдержанно воспринял итоги референдума о третьем сроке для Лукашенко, он не одобряет нежелание президента Белоруссии проводить экономические реформы и его антизападные выпады.

Но это было еще до 'оранжевой революции в Киеве'. Сейчас же Белоруссия осталась единственной буферной зоной между Россией и НАТО с ЕС, неудивительно, что Россия хочет ее сохранить. 'Путин не любит Лукашенко, но еще меньше он любит революции', - говорит Анатолий Лебедко, один из лидеров белорусской оппозиции, которого цитирует газета 'The Economist'. Между двумя странами существуют тесные исторические, культурные, экономические связи. Промышленность, которая до сих пор находится в государственной собственности, производит товары, неконкурентоспособные на западных рынках, но хорошо приспособленные к рынку постсоветского пространства. Часть предназначенного для Европы российского газа транспортируется по территории Белоруссии, которая закупает у России нефть по льготному тарифу и перепродает нефтепродукты уже по мировым рыночным ценам. Российский 'Газпром' стремится установить полный контроль над 'Белтрансгазом', которому принадлежат белорусские газопроводы. Но у такой зависимости есть и обратная сторона.

Раньше Путин без лишних колебаний использовал поставки энергоносителей как средство давления на Лукашенко, но сейчас ему нужна независимая Белоруссия. Она может стать одним из инструментов российской стратегии 'завоевания' ближнего зарубежья. К тому же она является одним из элементов российской системы безопасности и служит большому соседу складом оружия. Именно Белоруссию обвиняли в продаже оружия странам, на которые были наложены санкции, и иногда она действовала по указке России, которая не решалась заниматься этим напрямую. Опровержение данных фактов российским министром обороны Сергеем Ивановым убедило далеко не всех. Во всяком случае, Россия грозит снова развернуть ядерные ракеты в Белоруссии, если НАТО сделает это в Польше.

Для Владимира Путина, который все-таки еще заботится о своем имидже за рубежом, Лукашенко остается не совсем удобным, но все же полезным диктатором.

____________________________________________________________

Избранные сочинения Даниэля Верне на ИноСМИ.Ru

Пример Грузии в полутонах ("Le Monde", Франция)

Три Мушкетера и Россия ("Le Monde", Франция)