Подготовка к саммиту мировых лидеров, который пройдет в июле в Москве [так в тексте - прим. пер.] оказалась омрачена визовыми проблемами, с которыми столкнулся Билл Браудер (Bill Browder), менеджер ведущего иностранного инвестиционного фонда в России, 'Hermitage Management'. Его не пустили в страну, сославшись на закон об иностранцах, представляющих угрозу национальной безопасности.
Британскому поданному американского происхождения отказали во въезде в московском аэропорту Шереметьево в ноябре прошлого года без объяснения причин.
Его делом занялся министр иностранных дел Великобритании Джек Стро (Jack Straw), и источники, близкие к Даунинг-стрит, дали понять, что советники Тони Блэра по саммиту "Большой Восьмерки" пытаются включить проблемы Браудера в повестку дня.
Вообще-то, он не должен был вызвать неудовольствие Кремля. Чрезвычайно успешный, но при этом авантюрный бизнесмен активно выступает за улучшение корпоративного управления в российских компаниях, но при этом является открытым сторонником президента Путина, часто защищая российского лидера и его политику в своих выступлениях и статьях в западной прессе.
Его дело довели до сведения высокопоставленных российских чиновников, включая министра финансов Алексея Кудрина, министра экономического развития и торговли Германа Грефа и министра иностранных дел Сергея Лаврова.
В интервью "Times" Браудер сообщил, что надеется вернуться в Москву: "Мы тесно сотрудничаем с правительственными чиновниками в России, и они дали понять, что в итоге проблема может быть решена".
Однако в российских спецслужбах процветает мелкая коррупция, и отказы в выдаче виз часто используются как рычаг для разрешения деловых конфликтов. Российские министерства, поддерживающие иностранные инвестиции и реформы, не имеют никакого влияния на ФСБ, преемницу советского КГБ.
Московское инвестиционное сообщество было шокировано решением не пускать Браудера в страну. Его дело слишком затянулось, считает Роланд Нэш (Roland Nash), глава исследовательского отдела "Ренессанс Капитал". "Конца этому не видно", - сказал он.
'Hermitage' является ведущим иностранным портфельным инвестором в России. Его активы составляют 4,1 млрд. долларов (2,3 млрд. фунтов), а четверть из них управляется от имени американских фондов. Успех Браудера тесно связан с его агрессивным подходом, изобличением коррупции и защитой прав миноритарных акционеров. Многие считают, что его громкие кампании и стали причиной нынешних проблем.
Крупнейшее вложение 'Hermitage', сумма которого не называется, сделано в "Газпром". Браудер с коллегами подвергли газового гиганта неофициальному ежегодному аудиту и обвинили бывшее руководство в мошенничестве и выводе активов. Были также организованы кампании против "Сургутнефтегаза", Сбербанка и РАО 'ЕЭС'. В случае с "Газпромом" партизанская тактика оказалась успешной и привела к смещению бывшего председателя концерна и возвращению части похищенных активов.
Вполне возможно, что свой мятежный характер глава 'Hermitage' унаследовал от дедушки, Эрла Браудера (Earl Browder), который в 1930-х годах был генеральным секретарем Коммунистической партии США.
Впрочем, Браудер также часто выступает с резкой критикой, а иногда даже подает в суд на российских олигархов, включая бывшего главу "ЮКОСа" Михаила Ходорковского, который отбывает наказание за уклонение от уплаты налогов.
Недостаток дедушкиного наследия
Билл Браудер открыто и активно поддерживает Владимира Путина. Он проявляет столько энтузиазма, что российский президент, похоже, приказал, чтобы копии речи главы фонда, в которой он нахваливал перспективы России, были разосланы в посольства страны по всему миру.
Так почему же самому большому поклоннику Путина отказали во въезде в страну? Похоже, что сам он этого не знает, но ему следовало бы извлечь урок из опыта своего дедушки, который вместе с Джоном Ридом участвовал в основании Коммунистической партии США. Эрл Браудер затем стал ее генеральным секретарем и два раза баллотировался в президенты страны.
Он тоже был мятежником и любил огорчать богатых и влиятельных. Его два раза сажали в тюрьму (во второй раз - за проблемы с паспортом), а в 1950-х г.г. он предстал на слушаниях сенатора Джо Маккарти (Joe McCarthy) о влиянии коммунистов. В 1944 г. у Эрла возникли разногласия с партией, и позже он был исключен, поскольку Кремль не был доволен его утверждениями, что капитализм и коммунизм могут сосуществовать.
Позже он скажет, что американские коммунисты процветали, когда выступали за реформы, и понесли поражение, когда стали защищать Советский Союз.
Сегодня Билл Браудер бьет в похожий барабан, борясь с мошенничеством в государственных компаниях. Возможно, кто-то в Кремле решил, что от него слишком много шума.
____________________________________________________________
Билл Браудер: Почему рынок неправильно понял Путина ("Newsweek", США)
Билл Браудер: В защиту Путина ("The Moscow Times", Россия)