Ни для кого не стало сюрпризом, что на прошедших в воскресенье в Белоруссии сфальсифицированных выборах президент Александр Лукашенко был избран в третий раз. Однако поражение, нанесенное им продемократическим кандидатам, и давно осуществляемые преследования протестантов не портят настроение меньше из-за того, что они так предсказуемы. Президент Буш поступил правильно, отказавшись признать результаты выборов, в то время как президент России Владимир Путин в очередной раз выступил не на стороне демократии, поддержав последнего диктатора Европы.
С понедельника Лукашенко арестовал более ста активистов, многие из которых были выдернуты из числа протестующих, ежедневно тысячами собирающихся на демонстрации в центре Минска. Многие опасаются применения жестких мер против оппозиции, когда она в субботу будет проводить крупный митинг. Белорусы справедливо недовольны тем, что в посткоммунистическую эпоху в регионе, по которому шествуют свобода и процветание, Лукашенко сохраняет государственный контроль над экономикой, подавляет средства массовой информации и не оставляет без дела КГБ.
Вашингтон рассматривает вопрос применения санкций против отдельных белорусских чиновником, имеющих отношение к выборам. Однако это не будет иметь смысла, если к акции не присоединится Европа, так как белорусская элита делает покупки, осуществляет банковские операции и обучает своих детей в Европе. К счастью, судя по всему, Европейский Союз серьезно настроен на изоляцию Лукашенко.
В отличие от Европы Россия ведет себя непростительно. Она не проявила никакого недовольства по поводу выборов, несмотря на аресты и избиения оппозиционных кандидатов и угрозы в отношении тех, кто осмеливался посещать митинги оппозиции. Вместо этого Москва заявила, что народ Белоруссии изъявил свою волю. Это было ни к чему, Россия могла бы вместо этого выразить озабоченность процессом выборов, признав вместе с тем их результаты, как это сделал Вашингтон в отношении своих азербайджанских друзей. Лукашенко является самым пророссийским руководителем на территории бывших союзных республик, однако количество совершаемых им нарушений прав человека растет и не заслуживает одобрения даже такого человека, как Путин.
К сожалению, и Вашингтон и Москва, судя по всему, относятся к замученной Белоруссии как к последней пешке в некотором подобии "холодной войны", ведущейся за влияние в регионе, который Россия называет своим "ближнем зарубежьем". Соединенные Штаты при президентах Клинтоне (Clinton) и Буше (Bush) способствовали росту недоверия России, стремясь к принятию в НАТО недавно обретших независимость прибалтийских республик, а теперь и Украины. А вера в Вашингтон как в незаинтересованного сторонника продвижения демократии подорвана его практически автоматической поддержкой постсоветских правительств, разорвавших отношения с Москвой - и осуждением тех, кто этого не сделал.
Конечно, следует отметить то, что администрация Буша заняла твердую позицию в отношении осуществляющего репрессии Узбекистана, зная, что за это она может лишиться имеющей большое значение узбекской авиабазы. Однако Вашингтон не промолвил ни слова в отношении Туркменистана, в котором ужасный диктатор строит культ личности и злостно нарушает права человека. Туркменистан, как и Азербайджан, контролирует важные нефтепроводы.
Если администрация хочет развеять подозрения о том, что осуществляемое ею продвижение демократии имеет конъюнктурный и несистематический подход, то имеется жесткое, но эффективное решение: выступить против дружественного диктатора с нефтью.