Как-то днем, в самом центре города 24-летнего Олега Щербакова остановил российский военный патруль Черноморского флота и потребовал предъявить документы. Он возмутился, но поскольку спешил на работу, пришлось подчиниться. 'И это уже не первый раз. Как может иностранная армия находиться на территории независимой страны?' - возмущается он. Олег Щербаков руководит отделением партии 'Пора' в Севастополе, крупном украинском порту, базе российского Черноморского флота. Молодежное движение, сыгравшее одну из ключевых ролей во время 'оранжевой революции', зимой 2004 г. преобразовалось в партию и участвует в парламентских выборах 26 марта. Как и президент Виктор Ющенко, Щербаков против продления срока аренды военных баз Севастополя, договор о которой был подписан с Россией на 20 лет в 1997 г. Он признает, что это нанесет определенный ущерб местной экономике, но считает, что 'у нас есть время к этому подготовиться'.
Дискриминация
Вывод российского флота и судьба русского языка на Украине - вот основные темы предвыборной кампании в Севастополе и на всей территории Крыма. У полуострова, который в 1954 г. подарил Украине Хрущев, тесные исторические связи с российскими соседями. Для большинства его жителей, многие из которых родились в России, русский язык является родным. После распада СССР в 1991 г. они приняли украинское гражданство, но старшее поколение так и не выучило украинский язык. С тех пор на каждых выборах прорусские партии пугают электорат украинским национализмом.
22 февраля парламент Крыма, у которого есть статус автономии в составе Украины, принял решение о проведении референдума о придании русскому языку статуса второго официального. Похоже, что это всего лишь еще одна операция по привлечению симпатий общественного мнения, и референдум не состоится. Ведь по конституции он должен проводиться по всей стране. 'Во всяком случае, мы знаем ответ местных жителей', - уверяет Валерий Саратов, руководитель севастопольского отделения Партии Регионов. Они провели SMS-опрос, в котором 83% из 223000 высказались "за".
'Это помогло бы сблизить население Западной Украины с жителями восточных и южных регионов, которые будут чувствовать себя более защищенными', - считает он. По словам Саратова, русскоязычное население подвергается дискриминации. Официальные документы составляются на украинском языке, и некоторым непросто в них разобраться. Русский язык обречен на медленную смерть. 'Моя дочь учится в Киевском университете, - продолжает Саратов, - и в ее группе лишь человек пять могут правильно писать на русском языке. Скоро мы и читать по-русски разучимся'.
Манипуляции
В противоположном лагере говорят о манипуляции общественным мнением. В Севастополе, где 72% из 379 000 жителей считают себя русскими по национальности, а 24% украинцами, украинский язык является родным лишь для 7%. Украинизация образования свелась к открытию в прошлом году двух украиноязычных детских садов. В других школах обучение по-прежнему ведется по-русски, хотя украинский и является обязательным предметом. 'Где же вы видите дискриминацию? - спрашивает Дмитро Бозив, заместитель префекта Севастополя и сторонник 'оранжевой революции'. - Здесь скорее издеваются над украинским языком'. Он родился в Севастополе, в семье украинцев, но язык выучил только в университете.
В городе тоже не видно никаких признаков притеснения. Вывески магазинов, Макдональдсов и интернет-кафе - все на русском языке, местные газеты тоже. 'В повседневной жизни такой проблемы не существует. Ее вытаскивают к выборам, потому что так очень просто напугать людей', - подводит итог Бозив. На выборах 2004 г., на которых победил Виктор Ющенко, защита прав русскоязычного населения была одним из козырей кандидата от власти Виктора Януковича. В Севастополе, где проживает около 40 000 пенсионеров Черноморского флота со своими семьями, он показал рекордный результат - 88,9%. Сегодня оранжевый лагерь тоже не ждет чудес, но 'по крайней мере, хоть в город стало можно выйти, - говорит Олег Щербаков. - В 2004 г. на людей с оранжевыми флагами сразу набрасывались'.
Будущее флота - деликатная тема, на которой умело играет оппозиция. Российский флот, расположившийся в бухтах Севастополя, обеспечивает, по разным источникам, от 13 до 25% поступлений в городской бюджет. Российских военных в Севастополе сейчас около 12 000, еще столько же - с украинской стороны, ведь флот после распада СССР был разделен на две части. Его обслуживают от 20 000 до 25 000 жителей Севастополя, и зарплата там в два раза больше, чем где-либо еще.
Валерий Иванов, крепкий элегантный мужчина лет 60-ти - в дорогой рубашке и с золотой заколкой на галстуке - прослужил на флоте 27 лет. В 1992 г. он ушел на пенсию в чине адмирала, а сейчас возглавляет местный штаб партии Ющенко 'Наша Украина'. Он рассказывает нам об изъеденных ржавчиной и обветшавших русских постройках, о загрязненном отходами порте. По истечению срока аренды он предлагает вернуть землю городу и построить на ней большой парк отдыха с гостиницами и пляжами, с привлечением вложений западных инвесторов. В Севастополе, где старики с лозунгами 'Геть!' встречают каждое английское или французское судно, такие заявления пока еще воспринимают с трудом.