Конечно, Лукашенко является диктатором. Но, не по этой причине революция в Минске не состоялась. Он манипулирует, но, прежде всего, он побеждает, поскольку его белорусы вполне довольны своей жизнью. Вот несколько примеров:
На Украине была революция и свобода. Но украинцам живется хуже, чем белорусам.
В России есть 'Газпром', мощные валютные резервы и национальные проекты, но в белорусских селах живется лучше, в российских провинциях.
Кое-кому из читателей приведение фактов в данном анализе может показаться идеологически некорректным. Но, мне представляется важным придерживаться их.
Почему эта Беларусь вот уже столько лет стабильна и устойчива против каких-либо политических интервенций? Потому ли, возможно, что лукашенковская КГБ, благодаря школе КГБ в Минске, весьма эффективна. Но, подобные заведения в других местах выпускают не менее способных специалистов. Да, оппозиции приходится нелегко в Беларуси. Но, не это является решающим фактором.
Удивительно, но это факт - по отношению к Беларуси вполне применимо такое понятие как благополучие. Да, скромное, но, тем не менее, явное, особенно, когда после российских сельских дорог с их колхозными руинами и развалившимися деревнями по сторонам, въезжаешь в Беларусь, где дорожные бордюры свежеокрашенны белой известью, а заборы покрашены масляной краской. И такая картина не изменится, даже если слегка свернуть с главной дороги.
Кстати, это весьма важно, что сравнивается между собой. И для населения белорусского острова, очевидно, весьма важно, что они своими собственными глазами видят вокруг себя. Это гораздо более красноречиво говорит в пользу острова.
Голоса за Лукашенко - идиотия сельской жизни?
Массы белорусских избирателей на селе и в малых городах, опираясь на свой жизненный опыт, делают соответствующие выводы, когда идут голосовать. Бывшему председателю совхоза даже нет необходимости их к этому принуждать. Конечно, такое явление можно объяснить таким понятием как 'идиотия сельской жизни', но их право на именно такой выбор никто серьезно не может у них оспорить.
В середине 90-х годов существовала теория, согласно которой, феномен Лукашенко должен был раствориться естественным биологически-социальным образом. Когда масса ностальгически настроенных советских пенсионеров и бывших военных, а их особенно много как раз в Беларуси, 'почит в бозе', т.е. когда электорат Лукашенко уйдет в мир иной, тогда, мол, и проявит себя со всей силой тот 'социотоп' (социальная элита?), который созревает в столице Минске.
Электорат Лукашенко не вымирает. Его ряды пополняются новыми поколениями
Эта теория, конечно, известна Лукашенко. И надо отдать ему должное то, что ему до сих пор удавалось контролировать этот 'социотоп'. Зарождавшееся профсоюзное движение он с самого начала уверено взял в свои руки и продолжает его контролировать. Оппозиционные политики исчезли. Активисты и наиболее талантливые представители новых поколений уехали из страны - кто на Восток, кто на Запад. Но и в столице ему удалось сделать то, что можно назвать маленьким белорусским экономическим чудом. Все, кто последние годы посещал Минск, рассказывают, что город на удивление чист и радует порядком.
Конечно, могут возразить, что это потому, что де-факто Беларусь дотируется Москвой. Это верно только отчасти. В Беларуси имеется функционирующая перерабатывающая и текстильная отрасли промышленности. Да, трактора, комбайны и тяжелые грузовики (БелАЗы и МАЗы) не являются лидерами рынка. Но, холодильники, мебель или текстиль пользуются в России хорошим сбытом. Военная бронетехника и другие виды вооружения даже идут на экспорт.
Колхозы Лукашенко функционируют, так как 'батька' делится с нижестоящими
Лукашенковский колхоз функционирует. И председатель колхоза отчисляет от своих доходов, очевидно, вполне достаточно, чтобы его подчиненные могли на это жить. По всей видимости, батька Лукашенко распределяет гораздо больше, чем это привыкли делать российские олигархи.
Демократическим его хозяйство назвать никак нельзя. Но, его социальный пакет столь убедителен, что даже значительное давление извне не смогло его дестабилизировать.
Результаты выборов: голоса в обмен за спокойствие
Итак: в воскресенье большинство белорусов проголосовали не столько лично за Александра Лукашенко, сколько в гораздо большей степени за свое желание жить в спокойствии. Они голосовали за пакт с госвластью, которая позволяет им относительно прилично - по их меркам - жить. Политически - это некорректно, но зато понятно.
Особенно, если вспомнить историю Белоруссии, через которую неоднократно походами проходили мародерствовавшие полчища исторических 'доброжелателей': Польша, Литва, Наполеон, генерал Гофман и Гитлер. Не забывая о прелестях сталинской коллективизации и репрессии. А затем еще и Чернобыль. Коллективная потребность в спокойствии обусловлена историческими причинами, которые не скоро забудутся.
Такое положение изменится, скорее всего, тогда, когда под колпаком лукашенковского режима пустит свои корни новое альтернативное мышление новых поколений и будут созданы новые социальные отношения. И это произойдет без (или с минимальной) интервенции извне. 'Тише едешь, дальше будешь!' Такой шанс у Беларуси должен быть.
Экономическое чудо, каким бы скромным оно ни было, не вечно
Внешнее давление в любом случае будет, скорее всего, возрастать и оно состыкуется с некоторыми внутренними проблемами. В среднесрочном порядке, проблемы у экономики Беларуси возникнут в связи с ее вступлением в ВТО. Особенно чувствительными эти проблемы проявятся на российском рынке, и, прежде всего, в связи с ценами на энергоносители. Правда, цены 'Газпрома' уже сейчас, собственно, отвечают рыночному уровню. 46 долларов США в первой половине 2006 года кажутся весьма низкими. Но, это потому, что данная цена была скалькулирована с учетом того факта, что земля под трубопроводом отдана 'Газпрому' в аренду на 49 лет. Увы, у Лукашенко нет столько земли для сдачи в аренду, чтобы покрыть потребность страны в энергии.
Ни миссионерство, ни война за демократизацию
Кому же, все-таки, столь серьезно мешает тот факт, что 10 миллионов жителей Центральной Европы живут за чернобыльскими болотами и лесами по своему разумению? Они сами разберутся со своим начальством. И помогать им и оппозиции следует лишь в той степени, в какой они этого сами пожелают. Но, нужды в миссионерстве нет никакой. И уж тем более нет нужды в войне под знаменами демократизации.