Данный материал публикуется в рамках акции 'Переводы читателей ИноСМИ.Ru'. Эту статью обнаружила и перевела наш читатель Инна Сысоева, за что мы ей крайне признательны
____________________________________________________________
15 февраля 2005 г.
С момента развала и ликвидации СССР Соединенные Штаты прилагают все больше усилий для того, чтобы получить контроль над государствами региона и окружить Россию. И если их ненасильственные методы увенчались успехом в Югославии, Грузии и на Украине, то в Белоруссии их планы сорвались. Эта местная особенность связана как с белорусской самобытностью, так и с тем, что правительство Александра Лукашенко систематически высылает (из страны) американских агентов.
В течение десяти последних лет в восточной Европе произошла череда 'революций', постепенно изолирующих Россию от ее бывших союзников по Варшавскому договору. Это грандиозное переустройство, ставшее следствием распада и исчезновения Советского Союза, кажется, не остановится до тех пор, пока во всем регионе не будут установлены про-американские правительства. Конечная цель: разрушение российского государственного аппарата, который в настоящее время находится в руках партии Владимира Путина, 'Новой России' (так в тексте - Nouvelle Russie, прим. перев.). Этот сценарий уже находится в разработке за океаном. 'Кремлинологи', 'советологи' и специалисты разного рода по России регулярно публикуют свои взгляды по этому вопросу в американской прессе, а кандидат Джон Керри (John Kerry) с помощью Марка Бжезинского, сына Збигнева, даже использовал его как одну из тем во время последней предвыборной президентской кампании. Владимир Путин отреагировал на это тем, что выразил неожиданную поддержку кандидату Бушу.
После успеха в Грузии и на Украине Вашингтон, однако, сталкивается сегодня в Белоруссии с трудностями. Ни предостережения Госдепартамента, ни поддержка местных неправительственных организаций не помогли пока что дестабилизировать режим Александра Лукашенко. Являясь важнейшей частью 'домино' в регионе, территория Белоруссии достигает в размерах более 200 000 км2, будучи зажатой между Россией на востоке, Украиной на юге и прибалтийскими странами на западе - что объясняет интерес Соединенных Штатов. Она также находится в зоне транспортных маршрутов для экспорта российского газа, и на ее территории расположена РЛС, наблюдающая за деятельностью НАТО в регионе.
И тем не менее эта страна сопротивляется попыткам вмешательства со стороны Вашингтона уже более трех лет на фоне сближения бывших республик СССР с атлантическим альянсом.
Зона высокой турбулентности
Берлин, 1989 год. Стена рушится, а вместе с ней и биполярный мир, появившийся после окончания второй мировой войны из-за противостояния Советского Союза и Соединенных Штатов. Неожиданно лишенные русской поддержки, все государства бывшего Варшавского договора подверглись растущему давлению Вашингтона, который пытался купить новых вассалов посредством долларов и обещаний вступления в Европейский Союз. Эта стратегия окупилась: в течение последовавших десяти лет страны восточной Европы сблизились с Соединенными Штатами, а в 1999-м году три из них присоединились к НАТО (Чешская республика, Венгрия, Польша).
Этот успех объясняется хорошей подготовкой Вашингтона. За исключением Кондолизы Райс, которая отказывалась рассматривать возможность ухода СССР из этих стран-сателлитов, стратеги Пентагона разрабатывали теоретическую стратегию США в направлении центральной и восточной Европы с 1992 года. Эта стратегия содержится в Директиве по разработкам программ и планированию развития ВС (Defense Planning Guidance) 1992 г., составление которой было поручено министром обороны того времени Ричардом Чейни (Richard Cheney) Полу Волфовицу (Paul Wolfowitz), а сформулирована она была Залмеем Халилзадом (Zalmay Khalilzad), ассистентом Скутера Либби (Scooter Libby) из Пентагона. В этом документе развит тезис Волфовица о том, что Соединенным Штатам необходимо блокировать появление любого потенциального конкурента их господству, а именно среди 'промышленно развитых стран' - Германии и Японии. Особым объектом этой политики стал Европейский Союз, который попросили включить в Маастрихтский договр положение о том, что оборонная политика ЕС подчиняется НАТО [1]. Однако Пентагон с этого момента планировал будущее расширение на восток, что было важно для сохранения контроля над Европой и - кто знает? - открытия коридора для каспийской нефти. Доклад, таким образом, ратовал за интеграцию новых государств центральной и восточной Европы в Европейский Союз при том, что они должны извлечь пользу из одновременного заключения с США военного договора для защиты их от возможного нападения русских.
Трудно сказать, как США восприняли падение Берлинской стены и каким видели будущее новой Европы. Вашингтон, без всякого сомнения, был весьма активен среди противников режимов восточной Европы, особенно благодаря своему аппарату пропаганды - радио 'Свободная Европа'. Дестабилизация режима Ярузельского в Польше с помощью движения 'Солидарность' в начале 1980-х годов хорошо это демонстрирует. В те месяцы незадолго до распада СССР многочисленные высокопоставленные чиновники стран Варшавского договора отправляли своих детей учиться в англосаксонские университеты, что позволило США подготовить смену. Первое время эта стратегия имела определенный успех в странах центральной Европы. Польша, Чешская республика, Болгария и Румыния быстро оказались в сфере влияния Вашингтона. В 1999 г. интервенция в Косово позволила Соединенным Штатам закрепиться на Балканах. Затем Сербия избавилась от про-российского Слободана Милошевича в пользу одной из первых 'бархатных революций', спонсировавшейся Джорджем Соросом, осенью 2000 г. И постепенно Российская Федерация оказалась окруженной: после бывших членов Варшавского блока под прицелом оказались бывшие республики СССР в соответствии со стратегией 'rollback' (стратегия отбрасывания), теоретически разработанной Збигневом Бжезинским. В начале 1990-х в НАТО вступили прибалтийские страны. Грузия, остававшаяся верной Вашингтону с момента своей независимости, становится театром государственного бархатного переворота в ноябре 2003 г. после того, как ее президент, Эдуард Шеварднадзе, совершил ошибку, начав сближение с Москвой. Во время выборов на Украине в декабре 2004 г. повторился тот же сценарий, с невероятной победой кандидата НАТО - Виктора Ющенко в противостоянии с про-российским Виктором Януковичем.
Первая попытка в сентябре 2001 г.
В такой обстановке Белоруссия, поддерживающая тесные связи с Москвой, естественно, находится на линии огня. Россия, которая уже потеряла морское западное побережье с прибалтийскими странами, и наблюдает за тем, как ее бывшие сателлиты понемногу присоединяются к атлантистскому лагерю, сохраняет в лице Белоруссии одного из своих последних союзников в регионе. Попытки дестабилизации уже начались, и в случае успеха будут означать последний этап перед свержением 'дома Путина'.
Первые признаки вмешательства Вашингтона в Белоруссии появились в сентябре 2001 г. В то время как уходящий президент Александр Лукашенко выставил свою кандидатуру в качестве собственного преемника, западные СМИ стали демонстрировать свою оппозицию его режиму, который они называют 'тираническим', а его самого изображают как 'диктатора'. Как показал Кристофер Делизо (Chtistopher Deliso) в статье, опубликованной в сентябре 2001 г., кампания по дискредитированию базируется в основном на сравнении Лукашенко со Слободаном Милошевичем [2]. Так, 'Би-Би-Си' упоминает 6 сентября 'авторитарный режим, который часто сравнивают с режимом свергнутого президента Югославии Слободана Милошевича' [3]. В газете 'The Guardian' Йэн Трейнор говорит о 'последнем диктаторе Европы'. Как и в случае кампании дезинформации на Гаити, проводившейся против Жана-Бертрана Аристида в декабре 2003 г., он упоминает 'части элитного спецподразделения 'Алмаз' (...), которые стоят за 'эскадронами смерти' режима, о которых говорят, что они убили или похитили главных людей оппозиции в последние два года' [4]. По словам Трейнора, повторение 'сербского' сценария воспринимается в Москве с тревогой: 'Дискуссии в столице, Минске, и в Москве ведутся вокруг сценария 'а-ля Белград', где режим украл у оппозиции победу (на выборах), что в результате вызвало еще более серьезный политический кризис на улицах.'
Президентские выборы должны стать возможностью свергнуть про-российский режим Лукашенко. По крайней мере, так следует из редакционной статьи 'Нью-Йорк Таймс', в которой рассмотрены во всех деталях кровосмесительные связи между Россией и ее белорусской соседкой: 'Москва является тесным союзником г-на Лукашенко, что связано с ее надеждами на использование выгодного географического положения Белоруссии как канала для экспорта на Запад российского газа и как площадки для размещения радиолокационных постов, осуществляющих мониторинг деятельности НАТО. Ведутся даже вводящие в заблуждение разговоры об объединении двух стран, восстановлении политических связей, которые существовали при Советском Союзе.' Это ясное предостережение американской газеты: 'Но Москва лучше сумеет защитить свои интересы, если в Белоруссии будет избран более просвещенный руководитель.' Для этого у Вашингтона есть хорошо отработанный сценарий, который был успешно опробован в Белграде: 'Нью-Йорк Таймс' утверждает, что 'как политический рупор демократических правительств Европы Европейский союз должен прийти на помощь тем, кто ведет борьбу против последней в Европе диктатуры. Скоординированная кампания США и Европейского союза вроде той, что помешала г-ну Милошевичу (Milosevic) обманом выиграть президентские выборы в Югославии в прошлом году, возможно, окажется эффективной в Белоруссии в следующем месяце. В частности, Брюсселю и Вашингтону необходимо поддержать планы Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе послать в Белоруссию тысячи наблюдателей на выборах. Кандидатура г-на Гончарика предлагает белорусам реалистичный шанс избавиться от гнета г-на Лукашенко' [5]. Это почти слово в слово та же риторика, что использовалась в 2003 г. в Грузии и в 2004 г. на Украине.
Вашингтон не щадит своих усилий. В начале августа радио 'Свободная Европа', исключительный инструмент пропаганды ЦРУ, удваивает число передач для Белоруссии с тем, чтобы 'предоставить гражданам (страны) подробную и объективную информацию, а также анализ, которые им понадобятся, чтобы сделать информированный выбор во время голосования'. В предыдущие месяцы страна уже стала объектом для международной кампании дезинформации, согласно которой в Белоруссии свирепствуют 'эскадроны смерти', убивая оппозиционеров. Эта кампания опирается на разоблачения двух белорусских бывших следователей прокуратуры - Дмитрия Петрушкевича и Олега Случека. Оба бежали из страны, сначала в Польшу, а затем получили политическое убежище в Соединенных Штатах. Они обвиняют члена группы 'Альфа' (белорусский спецназ) в убийстве нескольких важных лиц страны - 'бывшего вице-президента парламента Виктора Гончара, бывшего министра внутренних дел Юрия Захаренко и бизнесмена Анатолия Красовского, о котором ничего не известно с 1999 года, а также журналиста государственного российского канала ОРТ Дмитрия Завадского', на фоне 'торговли оружием с Ливией и Ираком, что является одной из финансовых кормушек для спрута администрации президента' [6].
В это же время пресс-секретарь Госдепартамента Ричард Бучер изобличает 'атмосферу страха' в стране и условия проведения голосования [7]. Американский посол в Белоруссии Майкл Козак заявляет со своей стороны, что США признают результаты (выборов) только в том случае, если международным наблюдателям ОБСЕ будет позволено контролировать процесс голосования [8]. Правительство под давлением вынуждено соблюдать международные обязательства и соглашается на присутствие на своей территории наблюдателей ОБСЕ.
Но тем не менее Минск не отказывается от жестких мер из-за угроз со стороны Вашингтона. В 1998 г. Александр Лукашенко выслал из страны журналистов российского независимого телеканала. В том же году он заставил группу западных послов выехать из их приятных резиденций в пригороде Минска под смехотворным предлогом 'присоединения участка земли и зданий к своей территории' [9]. Эта агрессивная мера вызвала отъезд многих иностранных дипломатов, которых подозревали в том, что они являлись частью системы влияния США. Еще в 1997 г. правительством Белоруссии были закрыты офисы фонда Сороса, что вызвало большое неудовольствие американского Госдепартамента, который выпустил по этому поводу пресс-релиз. Как следствие, сеть про-американских НПО в республике менее эффективна, чем на Украине и в Грузии, а молодежное движение 'Зубр', имитирующее сербский 'Отпор', менее эффективно, чем его коллеги из 'Поры' и 'Кмары' в Киеве и Тбилиси. Другим слабым местом системы влияния Вашингтона является то, что политической альтернативе, выбранной Вашингтоном в виде Владимира Гончарика, не хватает убедительности. Бывший партийный номенклатурщик, ставший руководителем самого крупного профсоюза страны, Гончарик не скрывает, кто его спонсирует: в июле 2001 г. он заявил, что не против вступления Белоруссии в Европейский Союз и НАТО [10].
Пытаясь избежать вмешательства в процесс голосования, белорусские власти стараются контролировать деятельность США в этой области. В начале августа они конфисковали материалы для проведения голосования, предоставленные Соединенными Штатами в распоряжение оппозиции и 'предназначенные для помощи демократической оппозиции страны для президентских выборов' [11]. В конце августа они выслали Роберта Филдинга, представителя AFL-CIO (Американская федерация труда - Конгресс производственных профсоюзов, АФТ-КПП), работавшего для Национального фонда за демократию (National Endowment for Democracy - NED) и 'обвиненного в подготовке государственного переворота совместно с оппозицией в случае переизбрания г-на Лукашенко' [12].
Эти усилия принесли свои плоды. В противоположность тому, что произошло в Белграде в 1999 г. и тому, что произойдет в Грузии в 2003-м и на Украине в 2004-м, президент Лукашенко переизбран с триумфом, получив более 80% голосов. Не умея проигрывать, Соединенные Штаты объявили президентские выборы "не внушающими доверия и недемократическими", а также 'бессмысленными' [13]. Мари Жего из газеты 'Ле Монд' подпевает им, замечая, что 'этот результат достоин советских времен' [14]. Однако наблюдатели ОБСЕ на местах официально не отметили никаких нарушений, в то время как все согласны с тем, что полученные Владимиром Гончариком 12% голосов уже являются для него успехом.
Передышка для Лукашенко будет короткой. Через два года Соединенные Штаты снова попытают счастья, во время парламентских выборов, сделав выводы из своего поражения.
[1] 'Политика Союза по данной статье не влияет на специфический характер оборонной политики и политики безопасности определенных стран-членов (Союза), она не нарушает обязательства, вытекающие из договора Северо-Атлантического альянса для определенных стран-членов и совместима с общей оборонной политикой и политикой безопасности, установленной в этих рамках'. Маастрихтский договор, глава V, статья J4, параграф 4.
[2] 'The Meaning of Belarus', Christopher Deliso, Antiwar.com, 8 сентября 2001 г.
[3] 'Wild accusations herald Belarus vote', Steven Eke, BBC, 5 сентября 2001 г.
[4] 'Reign of terror in a Soviet time warp', Ian Traynor, The Guardian, 7 сентября 2001 г.
[5] Белорусский диктатор ("The New York Times", США) 29 августа 2001 г.
[6] 'Des "escadrons de la mort" denonces en Bielorussie', par Marie Jego, Le Monde, 3 июля 2001 г.
[7] Belarus Obstructs Election Observation Preparation, Заявление Ричарда Бучера, пресс-секретаря, 10 августа 2001 г.
[8] 'Trouble Brewing Surrounding Upcoming Election in Belarus', Associated Press, 3 августа 2001 г.
[9] 'La Bielorussie, une dictature aux portes de l'Europe', par Natalie Nougayrede, Le Monde, 24 июня 1998 г.
[10] 'Belarus Opposition Agrees on Single Election Candidate', AFP, 23 июля 2001 г.
[11] U.S. Government Equipment Illegally Seized by Belarus, declaration de Richard Boucher, 3 августа 2001 г.
[12] 'Beleaguered Belarus Leader Steps Up Press Crackdown', New York Times, 28 августа 2001 г.
[13] Процитировано из 'Bielorussie : scrutin "non democratique" et "sans signification" / declaration d'un porte-parole americain', Le Monde, 12 сентября 2001 г.
[14] 'Le president bielorusse Loukachenko a ete reelu avec un score digne de l'epoque sovietique', par Marie Jego, Le Monde, 11 сентября 2001 г.
Часть вторая: "Белорусы отстаивают свои интересы"
____________________________________________________________
Автор перевода читатель ИноСМИ.Ru - Инна Сысоева
Примечание: редакция ИноСМИ.Ru не несет ответственности за качество переводов наших уважаемых читателей