Беседа корреспондента РФИ, Натали Турре, со специалистом по Китаю Высшей школы социальных наук (EHESS), Жан-Франсуа Юше (Jean-Franсois Huchet)
Вопрос: Добрый день. По итогам визита Президента Путина в Пекин между Россией и Китаем было заключено 15 соглашений, 3 из которых касались поставок нефти и газа. Эти договоры играют определяющую роль для Китая, который вынужден искать новые источники импорта энергоносителей. . .
Ж-Ф.Ю.: Добрый день. Прежде всего, напомню, что Китай находится в состоянии постоянной борьбы с Японией за российские нефть и газ. Несколько месяцев назад японцы обсуждали эту тему с Президентом России, а сегодня уже Китаю пришлось привлечь все дополнительные ресурсы для достижения положительных результатов на переговорах с российской делегацией.
Вопрос: Вы говорите о конкуренции между Китаем и Японией. В последнее время она обострилась с новой силой после официального одобрения российскими властями строительства тихоокеанского нефтепровода, пользоваться которым будут и Токио, и Пекин. Последний особенно опасается того, что Япония для России станет приоритетным партнером в рамках данного проекта. . .
Ж-Ф.Ю.: Действительно, атмосфера на рынке энергоносителей в регионе накалена до предела. Но, равно как и Япония, Китай не стоит на месте: МИД страны активно работает не только в России, но и в Африке, Южной Америке, странах Европы и в США и ищет новых поставщиков 'черного золота'.
Вопрос: Кроме того, Китай готов существенно увеличить долю своих инвестиций в перечисленных Вами странах?
Ж-Ф.Ю.: Китай вынужден предпринимать решительные шаги: с 1993 года он испытывает постоянную нехватку энергоносителей. Сегодня КНР импортирует 40-45% энергоносителей, а через 20 лет доля зарубежного 'топлива' в стране возрастет до отметки в 75-80%. Несмотря на строительство новых АЭС, плотин, использование возобновляемых источников энергии, Китай чрезвычайно зависим от иностранных энергоносителей, и ему приходится выделять колоссальные суммы на то, чтобы войти в 'круг' избранных держав, надежных и стабильных клиентов.
Китай активно следует по пути США и европейских стран, осваивающих месторождения в странах африканского континента. И ведь небезуспешно! Об этом свидетельствует огромное количество контрактов, заключенных китайским правительством по всему миру. Золотовалютный запас КНР приближается к умопомрачительной сумме в 825 миллиардов долларов, и немалая его часть предназначена для обеспечения всех этих соглашений.
Вопрос: Возвращаясь к Тихоокеанскому нефтепроводу, отметим, что настойчивый интерес к нему со стороны Китая во многом обусловлен тем фактом, что подавляющее большинство импортируемой нефти поступает в КНР морским путем. Этот путь весьма ненадежен, так как легко блокируется, в то время как новый российский нефтепровод практически полностью пройдет по суше.
Ж-Ф.Ю.: У Пекина существуют серьезнейшее опасение в отношении надежности морских путей доставки нефти. Дело в том, что большинство портов в регионе в большей или меньшей степени контролируются США, Индией и Японией. И новый российский нефтепровод стал бы для китайцев настоящим спасением.