Сколько людей нужно для совершения революции? На улицы Минска вышли более 10000 человек. Этого хватит, чтобы снести с петель железные ворота президентского дворца, но не устранить весь режим. Причем обстоятельства были благоприятными, как никогда: бесцеремонно сфальсифицированные результаты выборов, серьезные угрозы из-за рубежа, умный и мужественный лидер оппозиции - и достаточное количество наглядного материала из Грузии, с Украины и из Киргизии. Иными словами, Александр Милинкевич, кажется, упустил единственный шанс достичь той критической массы, которая необходима, чтобы заставить Лукашенко и его вассалов бежать в Москву.
Велика опасность, что оппозиция и вышедший из состояния летаргии Запад в ближайшие недели снова задремлют. Но смена режима требует большей динамики, а она после временного отказа от дальнейших демонстраций снова снижается. И все же оппозиция добилась уже большего, чем ожидал Лукашенко. Многочисленные прохожие, спонтанно присоединявшиеся к протесту, увидели, что сопротивление не обязательно имеет личные последствия, что сотни демонстрантов можно, конечно, посадить в тюрьму, однако для тысяч людей мест в тюрьмах Белоруссии не хватит.
Начало положено, и противники самодержца поступили бы правильно, проявив теперь терпение. Президенту Лукашенко только 51 год; то есть, народу может грозить более длительный период авторитарного господства. Но со временем будут заметно улучшаться и условия для оппозиции. Для этого ей необходима поддержка из-за рубежа, и если ей повезет, то нынешний избирательный фарс окажется для Запада большим событием, свидетельствующим о пробуждении.
В конце концов, только белорусы могут определять свой болевой порог готовности и дальше продолжать горячие протесты против машины подавления. Но США и Европейский Союз могут помочь лишить режим информационной монополии. Это был бы мощный рычаг для перемен. Понимание этого пришло с опозданием, они инвестировали средства в независимые радиостанции, и теперь эти радиостанции будут воодушевлять белорусское общество. Это стоит денег, но может окупиться впоследствии.
Свободная Белоруссия на границе ЕС - это очень большой соблазн, если исходить из того, что у Брюсселя в настоящее время мало желания говорить о перспективе вступления в ЕС очередных стран. До сих пор активность ЕС удерживалась в рамках, поскольку там не хотели вызывать недовольство партнера, России. Но ЕС должен извлечь и в этом плане урок из выборов в Белоруссии: Москва, вставшая на сторону Лукашенко, может иметь с европейцами общие стратегические интересы, но не демократические ценности.