Ожидаемой "джинсовой" революции в Беларуси пока не происходит. Выборы президента, которые прошли на прошлой неделе, были с самого начала сманипулированными, а режим Александра Лукашенко успешно предотвратил попытки пробуждения общества. Несмотря на то, что кандидат от оппозиции Александр Милинкевич своей активной кампанией привлек внимание общественности и однажды может стать лидером демократической Беларуси, принципиальных изменений нам еще придется подождать
В это воскресенье пройдут парламентские выборы на Украине. Многие европейцы воспринимают эти выборы либо как голосование о доверии правительству президента Виктора Ющенко, которого вынесла на вершину власти "оранжевая революция", либо даже как референдум о будущем векторе развития государства.
Россия добивается успеха?
В опросах общественного мнения впереди с отрывом идет "голубой цвет" - цвет "Партии регионов" Виктора Януковича, который более года назад попытался манипулировать результатами президентских выборов на Украине. Две партии, заявляющие о своей приверженности "оранжевому" наследию - близкая Ющенко "Наша Украина" и Блок Юлии Тимошенко после прошлогоднего раскола все еще в ссоре. И хотя после выборов они помирятся, но без поддержки других партий будут не в состоянии создать коалицию большинства.
Напрашивается вопрос: не является ли неуспех демократии в Беларуси точкой возврата, отступления от того, что было достигнуто успехами революций на Украине и в Грузии? Та поспешность, с которой президент Владимир Путин послал свои поздравления в Минск, равно как и попытки России повлиять на ситуацию в соседних государствах акциями давления и селективной ценовой политикой в поставках газа, однако, заставляют предположить нечто иное.
Похоже, что Россия так и не добилась первых успехов в реализации своего стремления вернуть эти государства вновь под полный контроль Кремля.
Кредит доверия принадлежит Ющенко
Отрицательный ответ на первый вопрос очевиден при элементарном сравнении избирательных кампаний в Беларуси и на Украине. Разница между Минском и Киевом огромна - они сейчас словно день и ночь.
В Беларуси негосударственный сектор ликвидирован, а у оппозиции нет ни одного депутата в парламенте, нет доступа к СМИ, нет ни финансов, ни здания, она постоянно подвергается преследованиям полиции и арестам. Лукашенко на помпезной пресс-конференции провозгласил себя победителем выбором с результатом 83 %.
На Украине, напротив, заканчивается самая свободная и честная избирательная кампания в истории государства. Оппозиция сильна и слышна как в парламенте, так и в СМИ, ее поддерживают влиятельные предприниматели, негосударственный сектор цветет, а полиция находится под демократическим контролем. Соотношение партийных преференций - приблизительно 30:20:15:9:5 - принципиально не отличается от соотношения у нас. На Украине сложилась вибрирующая, самоусиливающаяся демократия.
Большим кредитом доверия обладает президент Ющенко. Причем, несмотря на то, что за последний год он допустил огромное количество ошибок, а деятельность его правительства вызывает не только восхищение. Самой крупной ошибкой было слишком большое количество обещаний, которые вызвали завышенные ожидания.
Сразу после выборов Украина должна пройти еще через одно испытание. Изменения Конституции ослабили полномочия президента и временно поставили вне игры Конституционный суд, поэтому вся тяжесть ответственности будет лежать на парламенте, в котором ни одна из партий не получит абсолютного большинства. Украинцы будут вынуждены научиться компромиссам, и, возможно, упрощенного деления на "оранжевые-голубые" либо "плохо-хорошо" будет уже недостаточно Но к возвращению в прошлое дело не дойдет.
Кремль сейчас играет белыми
Найти ответ на второй вопрос сложнее. Сегодняшняя напористая политика России заставляет проявить осторожность. А сегодняшняя невнятная политика ЕС по отношению к России, Украине и Беларуси требует изменений.
На протяжении 90-х лет Запад по отношению к России занимал наступательную позицию: вырабатывал повестку дня и определял темы переговоров. Российская политика была оборонительной. С приходом к власти Путина и консолидацией его власти наступили перемены. Сейчас, скорее, Кремль в последние месяцы играет белыми, а США и ЕС лишь реагируют на его ходы.
Это касается и нашей политики. Недавний визит российского президента в Прагу, во время которого были подписаны лишь второстепенные документы, заинтересовал, прежде всего, соперничеством государственных деятелей за лучший снимок в прессе. Особенно преуспел в этом чешский премьер, который пытается, хоть и безуспешно, быть похожим в своих действиях на Путина. К сожалению, от нас при этом ускользнули цели, которые Путин преследовал своими визитами в Прагу и Будапешт.
Похоже, они должны были послужить России лишь сопроводительными фотографиями, которые доказывают, что она сегодня принимается в тех государствах, которые когда-то оккупировали ее танки. Главное же послание на этой неделе прозвучало в другом месте. На страницах мировой прессы Путин обнародовал новую российскую энергетическую доктрину.
Его послание Европе было ясным: будьте счастливы, что мы вам поставляем нефть и газ. Уже через 5 лет мы построим новый трубопровод на восток, и Россия сможет выбирать, кому отдавать предпочтение - Европе, Китаю либо Японии. Что означает: именно Россия, а вовсе не Запад будет определять правила игры.
Задача формирования новой активной политики по отношению к России совсем не тривиальна. Однако, это императив, если Европа не собирается попасть в фарватер российских интересов. Но это вызов и для нас.
Два государства ждут нашей помощи
На протяжении многих лет нас убаюкивает тот факт, что у нас нет общих границ с Россией, что между нами находятся сразу два государства. Поэтому Россию - впрочем, справедливо - мы воспринимаем не как угрозу, а как важного партнера. Но если мы намерены сохранить это комфортное положение вещей, мы должны поддерживать тех, кто удерживает современную Россию в ее теперешних границах, но отнюдь не силы, которые способствуют восстановлению российских империальных амбиций.
Вернемся вновь к Беларуси и Украине. Будущее этих государств находится в руках их граждан. Мы должны, однако, им помогать. В случае Беларуси сегодня это означает, что нам надо меньше сосредотачиваться на Лукашенко, а больше - на сердцах и мыслях тех, кто создает будущее этого государства. С практической точки зрения это означает всестороннюю помощь - коммуникационную, образовательную, материальную и финансовую белорусской оппозиции.
В случае Украины это означает как признание того, что эта страна уже смогла достичь, так и готовность сотрудничать с ее еще, возможно, нестабильной, но перспективной демократией и бизнесом.
Автор - бывший заместитель министра иностранных дел Чехии, президент Чешского евроатлантического совета
__________________________________________________________
Источник: Rusko v globalni politice