Отношения Украины и России никогда не были особо прогнозируемыми. В 'постреволюционный' период сотрудничества на двусторонней повестке дня перманентно возникали кризисы, которые популярно называли войнами. Многие проблемы имели довольно давний 'срок годности', однако - случайно или нет - Киев и Москва взялись за их радикальное решение именно в последние полтора года. Неудивительно, что большинство решаемых вопросов обретало политическую окраску, несмотря на то что руководители обеих стран настоятельно рекомендовали не политизировать двусторонние проблемы. Последнее казалось невозможным в силу предвыборной кампании в Украине (не в меньшей степени накаляло ситуацию и общее неприятие российской стороной 'революционных порядков' в Киеве). Многие эксперты полагали, что именно выборы в Верховную Раду изменят такое положение дел, и отношения станут более стабильными. Так ли это? 'Дню' ответил эксперт Московского центра Карнеги Николай ПЕТРОВ.
- Многие эксперты считают, что в последние полтора года Россия проводила в отношении Киева политику, направленную на ослабление украинской власти, выжидая, пока состоятся парламентские выборы, чтобы потом выстраивать новую политику. Какой будет эта политика, будет ли она новой?
- Оранжевая революция побудила российское руководство очень серьезно проанализировать и, может быть, даже изменить принципы подходов к политике на постсоветском пространстве. И, естественно, по отношению к Украине. Результатом, как мне кажется, стала более прагматичная и более рациональная политика, когда не делается ставка исключительно на одну политическую силу, а наоборот, поддерживаются отношения со всеми влиятельными политическими силами. Кремль будет проводить или строить свои отношения с Украиной, учитывая уже не монополярный, а многоцентровый мир.
- Повлияет ли на отношения Украины и России та или иная конфигурация нового правительства?
- Мне кажется, что при любой коалиции ситуация будет представлять собой очень сложный и динамичный баланс сил. В этой ситуации Москва будет поддерживать отношения со всеми политиками. Думаю, что Россия будет продолжать ту политику, которую мы наблюдали в конце прошлого года. Нельзя сказать, что российское руководство играло исключительно на ослабление власти Президента Виктора Ющенко. Потому что целый ряд компонентов 'газовой войны', скорее, представлял попытку найти компромиссные решения, которые не повлекут за собой серьезную политическую дестабилизацию в Украине. Я думаю, что то же самое, в принципе, будет продолжаться дальше, независимо от того, смогут ли прошедшие в Раду политические силы сформировать правительство. Понятно, что в Раде настолько сложный и не очень устойчивый баланс сил, что все равно никакая из этих сил доминировать не может. Все равно будут происходить какие-то политические пертурбации.
- Какие ошибочные, какие успешные тенденции наметились в украинско-российских отношениях за послереволюционный год? Что в этих тенденциях следует укреплять, а что менять?
- На уровне деклараций сразу же после оранжевой революции в отношениях все было в порядке. Президенты Владимир Путин и Виктор Ющенко заявили, что в украинско-российских отношениях нет места каким-то эмоциональным порывам, связанным с теми же президентскими выборами. Мне кажется, что на уровне деклараций это было четко намечено. В реальной политике это не всегда получалось. Вероятно, это было связано с особенностями политического момента - Украина шла к выборам, поэтому политика украинского руководства в значительной мере находилась под влиянием предвыборной кампании. Сейчас, я думаю, ситуация существенно изменилась, и есть основания для того, чтобы предпринять целый ряд шагов в украинско-российских отношениях, не имея в виду сиюминутную политическую реакцию внутри страны, а учитывая долговременную перспективу.
Мне кажется, прошедшее время способствовало выработке более взвешенного и менее реактивного подхода к нашим двусторонним отношениям. Поэтому, в силу политических причин, пришло время все взвесить. Украина должна прийти к сбалансированной политике в отношении Запада и России. Все это будет способствовать налаживанию более прочных и стратегически выверенных отношений наших стран.
- По вашему мнению, как может быть воспринято Кремлем повторное премьерство в Украине Юлии Тимошенко?
- Мне кажется, что мы увидим совсем другого премьера. Потому что политическая ситуация совсем иная, и необходимости зарабатывать очки в преддверии серьезной или главной политической схватки сезона не будет. Она, мне кажется, будет гораздо более прагматичным премьером, чем была. Но сам факт того, что она приезжала в Москву, что все проблемы, связанные с генпрокуратурой РФ, сейчас сняты, свидетельствует о том, что Москва строит отношения со всеми главными политическими силами, а не считает одну из них хорошей и выгодной для себя, а остальных противниками.
- Приходилось слышать, что парламентские выборы в Украине, как и ранее президентские, имели не только внутреннее значение, но и геополитическое. О каком геополитическом выборе свидетельствуют результаты парламентских выборов?
- На выборах в Верховную Раду фактически закреплены результаты оранжевой революции, которые сразу после президентских выборов оказались несколько отложенными. Украина находится в начале относительно длинного и стабильного политического цикла, когда не сиюминутные интересы отдельных политиков, а уже интересы всего украинского политического класса и украинского народа будут эту политику определять. Мне кажется, что какого-то принципиального геополитического выбора на выборах в Верховную Раду не было. Вся политика независимой Украины строилась на балансировании между восточным соседом, от которого украинская экономика в значительной степени зависит, и Западом. Можно говорить о том, что были периоды, когда этот баланс смещался в одну или другую сторону. Но понятно, что в целом альтернативы нет. Так или иначе, нужно строить взвешенную внешнюю политику, принимая во внимание оба эти вектора и отношение большинства украинских граждан и к странам соседним, и к перспективам интеграции в ЕС и НАТО. Я не вижу ничего принципиально поворотного, что бы сейчас изменило ситуацию в целом.
- Какой будет линия политического поведения России на фоне прозападного движения Киева?
- Я думаю, что это будет зависеть от степени радикальности. Я, в принципе, не вижу реальной альтернативы постепенной интеграции Украины в европейские структуры. Мне кажется, что это уже осознали как необходимость и неизбежность все стороны. Хотя российскую политическую элиту могут волновать какие-то резкие движения в отношении НАТО. Но это в значительной степени будет определять отношения России с НАТО, России с Западом. И в меньшей степени, возможно, - отношения между Украиной и Россией.
Россия все эти годы сталкивалась с достаточно изменчивым балансом между российским и западным векторами в украинской политике, поэтому привыкла к такой политике. Другое дело, что более радикальное движение в сторону НАТО Россию будет нервировать и будет неким образом сказываться на наших двухсторонних отношениях. Хотя я не вижу пока что реальной возможности со стороны Украины радикально менять ситуацию в этом плане. К примеру, вряд ли возможно резко активизировать процесс интеграции в структуры НАТО в то время, когда значительная часть населения этого не поддерживает.
В России считают, что вступление Украины в НАТО приведет к очень серьезным изменениям геополитической ситуации. НАТО однозначно воспринимается как реальная угроза безопасности России. Поэтому понятно, что российское руководство будет всеми возможными способами противостоять этому.
КСТАТИ
Брюс ДЖЕКСОН, президент Проекта 'Переходные демократии':
- Можно сказать много позитивного про эти выборы. Народу предоставили настоящий демократический выбор. Прошла серьезная дискуссия на национальном уровне. Уровень активности избирателей был поразительным, сами выборы, нужно отдать должное правительству, отвечали европейским стандартам свободы и справедливости. Более того, избиратели показали, что они способны наказать недейственное правительство за несостоятельность показать результаты из ряда первоочередных заданий, таких как рост экономики, создание новых рабочих мест и уничтожение коррупции. Все эти качества необходимы для построения сильной парламентской демократии в Украине.
Единственное основание для беспокойства - растущий антагонизм между Востоком и Западом в украинской политике. Разногласия, очевидные во время оранжевой революции и с тех пор доминирующие в политике, остаются до сих пор нерешенными, учитывая предварительные результаты выборов. Долгом следующей коалиции будет сочетание поляризованной нации и назначение правительства, представляющего всех украинцев, а не только голосовавших за партии-участницы коалиции. Но, если рассматривать все в комплексе, то это был триумф демократической и независимой Украины.
N50, вiвторок, 28 березня 2006
___________________________________________________
Свои вопросы главному редактору всеукраинской газеты 'День' Ларисе Ившиной вы можете задать здесь