ПАРИЖ - Проведенное одним россиянином расследование обстоятельств, связанных со смертью его отца в 1997 году, проливает свет на цепочку оффшорных фондов стоимостью более чем в 100 миллионов долларов, которые принадлежат нынешним и бывшим высокопоставленным руководителям крупнейшей в России нефтяной компании ЛУКОЙЛ.
Используя в качестве посредника одну ирландскую фирму, эти доверительные фонды вкладывали средства в небольшую компанию, занимавшуюся разведкой нефти и зарегистрированную на острове Мэн. Компания эта в 90-е годы также получала финансовую поддержку от ЛУКОЙЛа. Как показывают ранее не раскрывавшиеся корпоративные записи из Ирландии, такая поддержка в форме паевых вложений в акции и контрактов, существенно повысившая степень капитализации фирмы с острова Мэн, пришлась на тот период времени, когда ЛУКОЙЛ был еще государственной компанией.
Взаимоотношения между ЛУКОЙЛом и сетью европейских компаний и фондов дают нам редкую возможность взглянуть на то, как обогатились российские магнаты в начале 90-х годов, когда иностранный капитал начинал все активнее проникать в энергосырьевую отрасль России - страны, являющейся первым в мире производителем природного газа и вторым (после Саудовской Аравии) - нефти. Американской компании ConocoPhillips принадлежит около 16 процентов акций ЛУКОЙЛа, и эта доля в текущем году может вырасти до 20 процентов.
Последствия таких сделок периода 90-х годов все еще беспокоят многих крупных западных инвесторов, в том числе, Уильяма Браудера (William Browder) из инвестиционной компании Hermitage Capital Management Ltd., которая вложила в России 4 миллиарда долларов. После того, как Браудер подверг недавно критике якобы имеющую место в российском энергетическом секторе коррупцию, ему был запрещен въезд в Россию. И тем не менее, многие чиновники, превратившиеся в акул бизнеса, сегодня заключают сделки с западными фирмами.
Взаимоотношения между ЛУКОЙЛом и более мелкими компаниями находятся в центре продолжающейся судебной битвы за собственность и активы покойного руководителя ЛУКОЙЛа Виталия Шмидта. Внезапно скончавшийся по неизвестной причине в Москве в 1997 году Шмидт, которому тогда было 47 лет, создал эти доверительные фонды в начале 90-х. Его сын Вадим вот уже девять лет предпринимает активные попытки отыскать активы, спрятанные отцом в Лихтенштейне, Австрии, на Кипре и на острове Мэн. Об этом сообщает Тайный совет - британский высший апелляционный суд, решающий дела многих стран, входящих в систему законодательства стран Содружества.
По данным Тайного совета от 2003 года, к самым ранним находкам младшего Шмидта относятся 105 миллионов долларов, обнаруженные на острове Мэн у двух юридических лиц под названиями Angora Trust и Everest Trust. Шмидт попытался получить документы, указывающие на собственников этих фондов. Но в соответствии с его показаниями, задокументированными судом острова Мэн, и заявлением, сделанным в ходе интервью, все его попытки в этом направлении пресекались главными руководителями ЛУКОЙЛа.
Апелляционный суд, со временем пришедший к выводу о том, что Шмидт имеет законное право доступа к бумагам фондов, сообщил о существовании некоего документа, в котором "упоминаются имена Шмидта и других высших руководителей ЛУКОЙЛа" как истинных владельцев этих 105 миллионов долларов. Однако имена этих других людей суд не назвал.
ЛУКОЙЛ выступил с заявлением, в котором говорится: "Компания ЛУКОЙЛ никогда не участвовала в создании или в управлении доверительными фондами. У ЛУКОЙЛа нет никакой информации о возможном участии в таких фондах его бывших сотрудников в качестве выгодоприобретателей".
Шмидт в интервью заявил, что отношение к данным фондам имеют известные в России фигуры. Это президент ЛУКОЙЛ миллиардер Вагит Алекперов, Семен Вайншток, ныне возглавляющий государственную трубопроводную компанию ОАО "Транснефть", а также Ралиф Сафин, состоятельный депутат верхней палаты российского парламента, а в прошлом топ-менеджер ЛУКОЙЛа.
Согласно заявлению компании, Алекперов "никогда не участвовал во вложении финансовых средств" в эти фонды. Представитель "Транснефти" отметил, что "спор этот давний, и дело слушали в суде не раз", но он "не имеет отношения" к Вайнштоку. Представительница Сафина заявила, что тот в отъезде и связаться с ним невозможно.
В 90-е годы Вайншток управлял ключевыми дочерними предприятиями ЛУКОЙЛа и являлся вице-президентом компании. Алекперов основал эту компанию в 1991 году в качестве государственной, когда был заместителем министра нефтяной промышленности в российском правительстве. Он является президентом ЛУКОЙЛа с момента его приватизации в середине 90-х годов. Сафин, бывший в начале 90-х старшим вице-президентом, руководил европейским отделением ЛУКОЙЛа.