Сэр, Клод Мандиль (Claude Mandil) в статье 'Россия должна принять меры к предотвращению кризиса газовых поставок' ("Russia must act to avert a gas supply crisis") и авторы передовицы 'Китайско-российский цинизм' ("Sino-Russian cynicism") - обе заметки опубликованы в вашей газете 22 марта - очевидно, плохо ориентируются в сегодняшних реалиях.
Они полагают: если мы будем читать россиянам нотации о 'хорошем поведении', это поможет решить проблему острого дефицита поставок газа, с которой сталкиваются европейские страны-участницы Организации экономического сотрудничества и развития. При этом под 'хорошим поведением' авторы имеют в виду, что Россия 'должна' должна проявлять особую благожелательность по отношению к европейским странам ОЭСР - даже в ущерб возрождению собственного могущества и вполне реальным национальным интересам.
Учитывая, что Международное энергетическое агентство [Клод Мандиль - исполнительный директор этой организации - прим. перев.] и 'Financial Times' пользуются большим влиянием в политических кругах, такие проявления слабого знания истории и глубокого непонимания механизмов 'реальной политики' с их стороны не могут не вызывать тревоги. Никому из этих авторов, похоже, не пришло в голову задаться вполне очевидным вопросом: почему Россия, которая находится на пути к практической монополизации газовых поставок со всеми сопутствующими этому последствиями, - гигантским расширением рынков сбыта и ростом политического влияния - вообще 'должна' стремиться к предотвращению кризиса с газоснабжением? И не стоит ли нам, оказавшимся во власти постоянно сокращающегося количества крупных поставщиков углеводородного топлива, задуматься над более острой проблемой - насущной необходимостью обеспечить собственную независимость от этого опасно привлекательного, но, в конечном итоге, исчерпаемого сырья? Неужели истощение наших собственных месторождений в Северном море за какие-то тридцать лет ничему нас не научило?
Надо думать, Москва не хуже г-на Мандиля понимает, что 'мировые запасы природного газа... сосредоточены в небольшом количестве стран'. Знает она и другое: манипулируя своими запасами этого сырья на сбытовом рынке, она приобретет неизмеримые материальные богатства и политическое влияние. Россия, куда яснее, чем журналисты 'Financial Times', понимает, что, превратившись к тому же в одного из крупных поставщиков газа на китайский и японский рынки, одна станет богатым и влиятельным 'арбитром' между бурно развивающимся Востоком и приходящим в упадок Западом.
Почти 70 лет назад Уинстон Черчилль справедливо отмечал: 'Я не могу предсказать вам действия России. Это тайна, покрытая мраком, за семью печатями; но ключ к ней, возможно, все же существует. Этот ключ - национальные интересы России'. С тех пор мало что изменилось.
Хью Шэрман, DK-9370 Хальс (Hals), Дания