Кир Либер (Keir Lieber) из Нотрдамского университета и Дэрил Пресс (Daryl Press) из Пенсильванского университета в своей статье в последнем номере издаваемого в США журнала "Foreign Affairs" излагают результаты расчетов, проведенных в соответствии с разработанной ими компьютерной моделью. Эти расчеты показывают, что США приобрели достаточные ядерные возможности для нанесения удара, который гарантированно сотрет с лица земли Россию и Китай без риска подвергнуться ответному удару.
Америка - свободная страна, и то, что эти два автора написали в своей статье, озаглавленной "The Rise of US Nuclear Primacy" (Рост ядерного превосходства США), это их личное дело. Но нужно помнить, что, обращаясь к такому деликатному вопросу, было бы неплохо понимать проистекающую из этого ответственность.
Я являюсь профессиональным экономистом, одно время возглавлял правительство ядерного государства и имею некоторый опыт как по части компьютерного моделирования, так и по части ядерного оружия. Когда я читал о том, что запущенные с самолетов B-52 американские крылатые ракеты будут, вероятно, невидимыми для российских систем противовоздушной обороны, меня поразило слово "вероятно". Хочу задать вопрос: если догадка авторов относительно невидимости этих систем оружия окажется неправильной, кому они собираются объяснять причины своей ошибки?
Мир ближе всего подошел к ядерной войне в 1962 году, в Кубинском ракетном кризисе. В то время драматические события происходили в 60 милях от побережья США. Американские стратеги в своем военном планировании исходили из того, что на этом острове нет советского тактического ядерного оружия, о чем свидетельствовали данные Центрального разведывательного управления и военной разведки США. Напомню, что эти события происходили в стране, которая почти в 155 раз меньше современной России. Действуя на основании своей гипотезы, США разработали планы воздушной бомбардировки и вторжения на Кубу. Только спустя 27 лет стало известно, что в то время на Кубе уже находились более 100 советских тактических ядерных зарядов. Всякий, кто знаком с историей "холодной войны", мог бы позавидовать уверенности авторов в своем полном понимании того, как потенциальный противник организует свои ядерные силы и контролирует системы оружия. Опять-таки, авторы имеют бесспорное преимущество - если выяснится, что они неправы, не останется никого, кто бы смог им об этом сказать.
Все это можно было бы назвать игрой ума, если бы не критически важные международные последствия. Многие россияне имеют аналогичное глобальное видение и верят в то, что США готовятся к ядерному удару по России. Однако публикация подобных идей в уважаемом американском журнале оказала взрывной эффект. Даже российские журналисты и аналитики, не склонные к истерии или антиамериканизму, увидели в этой статье выражение официальной позиции США. Поскольку Китай является более закрытым, реакцию его властей оценить труднее, хотя, как я опасаюсь, она, возможно, является аналогичной.
С советских времен я не люблю слова "провокация". Но если кто-то хотел спровоцировать Россию и Китай к более тесному сотрудничеству в ракетно-ядерных технологиях, то было бы трудно найти более умелый и изысканный способ сделать это. Советское военное планирование строилось на концепции "ответно-встречного удара" (return-counterstrike). Это означало, что, если возникнет угроза удара противника, последует советский ядерный удар. Шансы на возвращение этой доктрины сегодня стали выше - что едва ли будет способствовать укреплению глобальной безопасности.
В последние несколько лет я и многие коллеги ведем борьбу за то, чтобы Россия в условиях высоких цен на нефть проводила здравую экономическую политику. Российский Стабилизационный фонд, в который направляются сверхплановые доходы от пошлин на экспорт нефти, является одной из составляющих этой стратегии. Сегодня я опасаюсь, что это сражение проиграно: нетрудно догадаться, куда теперь будут направляться ресурсы данного фонда.
Миру грозит серьезная опасность в связи с ядерной программой Ирана. Если мы хотим справиться с этим вызовом, ключевой предпосылкой является общая позиция США, Европы, России и Китая. В складывающихся обстоятельствах взаимные подозрения в подготовке к ядерному нападению создают наихудший фон для такого сотрудничества. Если бы я был иранским лидером, то заплатил бы за подобную статью большие деньги.
Когда вас провоцируют, важно сохранять хладнокровие и пытаться понять, кто пытается вывести вас из себя. Будем надеяться, что российским и китайским лидерам хватит здравого смысла, чтобы это понять.
Автор, бывший премьер-министр Российской Федерации, является директором Института экономики переходного периода