Украина провела свои первые после Оранжевой революции выборы. Без каких-либо оговорок они были свободными и честными, с высоким процентом участия (67%), показав тем самым, что украинская демократия стала зрелой. В то же время Украина стала парламентской республикой, что приведет к усилению демократии в стране. Коммунистов оттеснили еще дальше, а партийная консолидация прошла хорошо, в результате чего в состав парламента войдут представители, скорее всего, только пяти партий.
Главные результаты выборов отражают поразительное постоянство. В декабре 2004 года Виктор Ющенко победил Виктора Януковича, набрав на 8% голосов больше, что, вероятно, и является соотношением сил между "оранжевыми" и "голубыми", или, если быть более точным, между западной и восточной коалициями. Географическая разделительная линия проходит именно там, где она проходила в 2004 году, или где она проходила в течение большей части последних 300 лет.
Мировые средства массовой информации подчеркивают тот факт, что Партия регионов Януковича становится крупнейшей единичной партией, но в пропорциональных выборах важно, какие партии сумеют сформировать правящее большинство, а это как раз "оранжевая" коалиция.
Неожиданным стало то, что произошло внутри "оранжевой" коалиции, когда блок Юлии Тимошенко побил на выборах "Нашу Украину" Ющенко. Легко понять, почему это произошло. "Наша Украина" неумело проводила избирательную кампанию и выдвинула на передний план своих наименее популярных представителей, таких, как дискредитированный бизнесмен Петр Порошенко, в то время как президент и его премьер-министр Юрий Ехануров оставались в тени.
Тимошенко является выдающимся агитатором и она, кажется, выбрала также нужные политические темы. Ее главным лозунгом было "правосудие", что отражало невыполненные обещания Ющенко от 2004 года: "Бандитов - в тюрьму!" Месть старому режиму снова стала доминирующим направлением ее повестки.
Ее победа над "Нашей Украиной" ставит вопросы морали выше экономической политики, а ее риторика обращена к Оранжевой революции, что делает еще более глубоким раскол между восточными и западными областями Украины.
Она также нанесла поражение новому либеральному блоку "Пора-ПРП", пытавшемуся предложить умеренную альтернативу "оранжевым" избирателям, которых повергают в ужас как популизм, так и коррупция.
Поскольку избирательная кампания превратилась в новую аранжировку Оранжевой революции, естественной представляется не что иное, как "оранжевая" коалиция, то есть коалиция блока Тимошенко, "Нашей Украины" и Социалистической партии Украины. Народный блок Литвина не попадет в парламент. Сегодня только Тимошенко видится естественным премьер-министром. И только ей грозит опасность потерять это место.
Все три потенциальных коалиционных партнера уже начали переговоры о формировании нового правительства, а один влиятельный депутат "Нашей Украины" предсказал, что правительство "оранжевой" коалиции будет сформировано в 2-3-недельный срок. Неопределенность в отношении следующего правительства уменьшилась.
Самый важный вопрос, какую политику станет проводить премьер-министр Тимошенко. Будучи заместителем премьер-министра по энергетике в 2000 году, она удивила нас в позитивном плане тем, что обрушилась на других олигархов и стала "зачищать" (от коррупционеров) энергетический сектор. Став в прошлом году премьер-министром, она, напротив, удивила нас в отрицательном плане, сфокусировавшись на реприватизации, которая не была частью ее правительственной программы. И вот теперь она получила более сильный, чем когда-либо прежде, народный мандат, а поэтому нам остается только гадать, чем она удивит нас на этот раз.
Естественной начальной точкой является предвыборная программа ее блока. Даже по нормам документов такого рода, эта программа потрясающе расплывчата. Наиболее значимой ее частью является раздел о "справедливой власти". В нем провозглашается, что при правительстве во главе с Тимошенко с политиков будет немедленно снята юридическая неприкосновенность, региональных губернаторов станут выбирать, а местные органы самоуправления будут укреплены.
Тимошенко выдвигает в качестве своего экономического кредо "солидаризм", имея при этом в виду вековые социалистические верования, но его значение остается туманным. Раздел ее программы, посвященный экономической политике, мал и бессодержателен. В популистском духе в нем сказано, что предприятия, равно как и отдельные личности "станут платить налоги без всякого понуждения". На всякий случай напоминаю, налог на добавленную стоимость тоже предлагается отменить. К счастью, социальный раздел программы тоже достаточно туманен. Представляется, что время дорогостоящих программ социальных льгот прошло.
Что всего важней, реприватизация не упоминается, как, впрочем, не гарантируются и права собственности. Тимошенко после своей отставки в сентябре прошлого года заявила, что никогда не призывала к реприватизации - что не обязательно правда, но определенно полезно. Маловероятно, что она еще раз свяжет себе руки прежним обещанием. Более того, "Наша Украина", скорее всего, не сможет вступить в коалицию с ней, если она не даст заслуживающих доверия гарантий не начинать еще одну кампанию реприватизации.
Одной из наиболее успешных тем избирательной кампании Тимошенко были ее неуклонные нападки на российско-украинское соглашение по природному газу от 4 января с.г., которое она, вне всяких сомнений, аннулирует. Украинская общественность так никогда и не приняла "РосУкрЭнерго", а существование шести протоколов к январскому соглашению, которые, по слухам, отдают украинские газопроводы и газохранилища в распоряжение "РосУкрЭнерго", представляется неприемлемым практически для любого украинца.
В первых комментариях российской стороны подчеркивалась относительная победа Партии регионов, но кремлевские лидеры будут, вероятно, расстроены, когда поймут, что намечается новая "оранжевая" коалиция во главе с Тимошенко. Реакция Кремля, скорее всего, станет еще более острой, если Тимошенко не откажется от своего предвыборного обещания порвать газовое соглашение с Россией и сделать "РосУкрЭнерго" транспарентной. Хотя с Юлией нельзя строить прогнозы. Выступая в сентябре прошлого года на программе радиостанции "Эхо Москвы", она поздравила россиян с их "замечательным" президентом.
Как бы ни стали развиваться события, Украина является демократией, тогда как Россия - нет. Следовательно, Кремлю затруднительно понимать Украину. Представителям авторитарной власти непонятно ничто из того, что делают украинские лидеры для удовлетворения потребностей тех или иных групп избирателей, и если какие-то украинские шаги не нравятся Кремлю, они воспринимаются как продиктованные Вашингтоном и соответственно критикуются.
Российская риторика такого сорта только лишь толкает Украину в объятия Запада, а поскольку ЕС не готов ее принять, Украине придется еще быстрее бежать в НАТО, причем не по причине заигрывания с ней Запада, а по причине ее запугивания Россией.
Андерс Аслунд является старшим исследователем Института мировой экономики в Вашингтоне