За более чем две недели, прошедшие после того, как Международное Агентство по Атомной Энергии (МАГАТЭ) фактически передало иранское ядерное досье в компетенцию Совета Безопасности Организации Объединенных Наций, Соединенные Штаты и Великобритания не смогли достигнуть согласия, какой курс действий следует избрать. Пока, по крайней мере, это означает, что мир находится в безопасности. То, что Вашингтон и Лондон хотели бы, чтобы Совет Безопасности принял решение на основании Главы VII, открывающей путь к возможному наложению санкций и применению силы, теперь уже не является секретом, благодаря утечке информации в виде письма британского Министерства иностранных дел на прошлой неделе.
Россия и Китай полагают, что избрание подобного пути чревато опасностью. Имея за плечами опыт бесплодной десятилетней охоты (Совета Безопасности ООН) за оружием массового уничтожения в Ираке, Москва и Пекин, кажется, намерены не допустить нарастания столь стремительно развивающейся конфронтации с Ираном. Как долго они сумеют противостоять неутомимому англо-американскому драйву к открытому столкновению, еще неизвестно. Как выразился чиновник МАГАТЭ, слова которого привело агентство 'Ассошиэйтед Пресс', весь этот вызывающий панику ажиотаж о ядерных возможностях Ирана "исходит от людей, которые ищут кризис, а не решение".
Если, отстаивая интересы мира, Россия и Китай твердо стоят на позиции решения иранского кризиса путем переговоров, то, к сожалению, другие влиятельные силы, как, например, Индия, пока не были замечены в активных дипломатических шагах. Правительство Манмохана Сингха, голосуя по иранскому досье в сентябре прошлого года и в феврале этого о том, чтобы оно было направлено в Совет Безопасности ООН, по сути, вывело вопрос из влияния в МАГАТЭ, где имеет голос, в компетенцию Совета Безопасности, где голоса не имеет. Германия, благодаря тому, что входит в Европейскую тройку играет центральную роль в связанных с Ираном обсуждениях на всех уровнях, но при этом индийская поддержка всего того, что предлагают тройка и США, просто считается как нечто само собой разумеющееся. Хотя Индия имеет гораздо больше шансов на реальные потери, получив грозного и сильного противника в лице Ирана, нежели все остальные сторонники военных действий, расположенные на дальних рубежах. Премьер-министр Сингх выразил это опасение довольно рационально, заметив, что не в интересах Индии иметь поблизости страну, располагающую ядерным оружием, учитывая, что ядерная милитаризация и без того вызывает обеспокоенность в Южной Азии. Безусловно, применение силы и санкций для решения этой проблемы со стороны США и их союзников не отвечает интересам Индии.
И, наконец, есть одна страна, которая жизненно должна быть заинтересована в мирном решении ядерного спора - это сам Иран. Президент (Ирана) Махмуд Ахмадинежад разыграл свою карту ужасно. Его комментарии, касающиеся Холокоста и Израиля, были не только антиисторическими и нравственно непростительными; но они также отразили его слабое понимание политики и дипломатии. Поскольку политическая температура в последующие несколько месяцев будет повышаться, Ирану следует опасаться американских и израильских провокаций. И прежде всего, ему не стоит говорить или делать по ядерным и неядерным вопросам ничего такого, что окончательно сузило круг его доброжелателей и друзей.