В 1995 г. тогдашний президент Ирана Али Хашеми Рафсанджани (Ali Hashemi Rafsanjani) побывал в соседней Грузии; в мире эта поездка почти не привлекла внимания. Проведя несколько часов в грузинской столице Тбилиси, он, однако, не направился прямиком в Тегеран, а тайно прибыл в мятежную Аджарию, чтобы встретиться с ее президентом Асланом Абашидзе.
Его интересовали не целебный воздух и живописные пальмы черноморского города-курорта Батуми. Цель иранского лидера была не столь безобидной. Он искал возможность закупить на черном рынке химические вещества, необходимые для обогащения урана, чтобы изготовить начинку для ядерной бомбы. В лице абхазского 'удельного князя' он нашел подходящего партнера - тот с готовностью согласился помочь за определенную сумму денег (размер которой остается неизвестным). Более того, г-н Абашидзе (позднее, в 2004 г., он был свергнут с поста главы республики) предоставил в распоряжение иранцев свои связи в России и даже частные аджарские самолеты, чтобы доставлять в Иран необходимые компоненты. Стороны ударили по рукам.
В 1998 и 2001 гг. г-н Абашидзе действительно направил в Тегеран два самолета, чтобы наладить деловые контакты с иранской стороной. Затем он организовал поездку четырех российских ученых в Тегеран. Сначала они прибыли в Батуми. Оттуда россиян, с фальшивыми паспортами и дорогими кожаными атташе-кейсами, прикованными к руке наручниками (в них находилась техническая документация, необходимая для осуществления иранской программы по обогащению урана) по приказу г-на Абашидзе переправили на самолете в Тегеран, где они должны были помочь тамошним властям создать ядерную бомбу.
Ранее, в июне 1997 г., в Батуми в обстановке строжайшей секретности три месяца находились двое пакистанцев - г-ну Абашидзе их представили как физиков, лауреатов Нобелевской премии. Их телохранители разгуливали по городу. Автомобильные кортежи, в которых они разъезжали, проносились по улицам Батуми, игнорируя светофоры. Как выяснилось, эти люди работали у А.К. Хана (A.Q. Khan), 'отца' пакистанской ядерной бомбы, которого в стране считают национальным героем.
Г-н Абашидзе предоставил пакистанцам свой личный самолет, на котором они вылетели в иранский Исфахан. В Батуми самолет привез картонные коробки, битком набитые деньгами, которые телохранители г-на Абашидзе погрузили в 'Хаммеры' и доставили к нему во дворец.
Когда в Грузии произошла 'революция роз' и к власти пришел Михаил Саакашвили, отношения между Тбилиси и Батуми быстро ухудшились. Г-на Абашидзе считали жестоким диктатором, и, по выражению одного видного американского государственного деятеля, 'провокатором-коммунистом'.
В мае 2004 г., теплым весенним вечером, демонстранты взяли штурмом резиденцию г-на Абашидзе в Батуми, требуя его отставки. Его свержение было обусловлено рядом причин: Абашидзе, в частности, подозревали в том, что он ограбил государственную казну Абхазии и тайно вывез за рубеж крупные суммы денег - а вместе с ними и письма иранских официальных лиц, связанные с урановой сделкой. Во время лихорадочных сборов, когда режим Абашидзе доживал последние часы, его секретарша пожаловалась, что ей не хватит времени, чтобы разобрать всю корреспонденцию президента. Г-н Абашидзе ответил, что ему нужны только письма, написанные на фарси. Секретарша подчинилась: по словам очевидцев, у нее ушел целый час, чтобы собрать все нужные бумаги.
Из Москвы за г-ном Абашидзе прислали самолет. Он взял с собой телохранителей, сына и уличающие его документы по сделке с иранцами. Сегодня он живет в Москве, окруженный роскошью (паспорт у него поддельный, и вообще, уезжать куда-либо он опасается); бывший президент-миллиардер пользуется покровительством еще более коррумпированного деятеля - московского мэра Юрия Лужкова, который презирает Америку. Тем не менее, совсем недавно г-н Абашидзе на всякий случай приобрел за 5 миллионов долларов дом в Вене, где живет его сын - известный наркоделец и плейбой.
Вряд ли кто-нибудь в Кремле - тем более президент Владимир Путин - знал о тайных делах г-на Абашидзе. Мне лично доводилось общаться с ним в 2001-2003 гг. Тогда ходили слухи о его роли в связи с иранской программой по обогащению урана, но доказать что-либо было невозможно. Мы знали, что г-н Абашидзе ненавидит г-на Путина за его умеренный политический курс, и что лидер Абхазии - большой друг Ирана. Когда 'музыканты' из Аджарии (на самом деле - физики и химики) приезжали в Иран для пропаганды аджарской 'культуры' (непонятно, что имелось в виду), на их 'представлениях', где почему-то не было музыкальных инструментов. бывал сам президент Мохаммад Хатами (Mohammed Khatami). Иранский лидер публично благодарил г-на Абашидзе - и его маленькое 'удельное княжество' - за помощь в развитии иранской 'науки'. Говорится 'наука' - подразумевается, естественно, бомба.
Сегодня Америка и ее европейские союзники вынуждены признать, что Иран при осуществлении ядерной программы получал помощь от других государств, в особенности от России. Но для президента Путина вся эта история - сплошная головная боль, ведь ему теперь пришлось заниматься урегулированием серьезного международного кризиса. Госсекретарь Кондолиза Райс (Condoleezza Rice) и президент Буш - с помощью г-на Путина - обещают обуздать ядерные амбиции Ирана.
Терроризм многолик. Диктатура - тоже. Г-н Абашидзе, жадный до денег и уверенный в собственной безнаказанности, ухватился за представившуюся возможность обогатиться, не думая о последствиях.
Ответ на вопрос, откуда Иран получил химические материалы для обогащения урана, связан с действиями г-на Абашидзе - малоизвестного политика, пользующегося сегодня покровительством влиятельных друзей в Москве. На родине против него ведется следствие по подозрению в убийстве и отмывании денег, но пока у международного сообщества практически нет прямых доказательств его причастности к иранской ядерной программе. Пока что его деятельность заслужила разве что сноски в истории терроризма, но если иранцам удастся создать ядерную бомбу и, не дай бог, когда-нибудь смертоносный ядерный гриб поднимется над столицей кого-нибудь из противников Тегерана, г-н Абашидзе, в глубине своей черной души, наверно сочтет это и своей заслугой. Гибель ни в чем не повинных людей не помешает ему спокойно спать на шелковых простынях.
Когда же г-н Лужков в конце концов покинет свой пост, г-н Абашидзе ('Бабу' или 'дедушка', как его называют сторонники) всегда сможет сбежать из Москвы и найти убежище в Иране, где его, пожалуй, еще и объявят почетным гражданином.
Цотне Бакурия - бывший депутат грузинского парламента. В настоящее время в качестве приглашенного научного сотрудника работает в Школе международных отношений им. Эллиота (Elliot School of International Affairs) при Университете им. Джорджа Вашингтона (George Washington University)