Вчера Россия послала сигнал, что Норвегия является главным претендентом на победу в конкурентной борьбе за долевое участие в освоении газового месторождения, запасы которого достаточны для снабжения Великобритании природным газом в течение 35 лет.
Две норвежские энергетические компании, "Statoil" и "Norsk Hydro", конкурируют с двумя американскими группами, "Chevron" и "ConocoPhillips", а также с французской группой "Total" за долевое участие в самом грандиозном мировом энергетическом проекте: добыче природного газа в 500 км от побережья Северного Ледовитого океана, превращении его в сжиженный и транспортировке морем в Соединенные Штаты Америки.
Возбуждение в связи с проектом освоения одного из богатейших в мире Штокмановского газового месторождения, которое является "жемчужиной" в короне российской компании "Газпром", вызвало резкий рост котировок компании "Norsk Hydro", цена акций которой с ноября прошлого года поднялась почти на 50% в ожидании того, что этой группе, которая занимается добычей энергоносителей и металлов, будет предложена доля в данном проекте.
"Газпром" дал понять, что к 15 апреля выберет двух или трех партнеров, чтобы разделить с ними риски высоких затрат и огромных технических трудностей освоения Штокмановского газового месторождения.
Российский премьер-министр Михаил Фрадков, выступая вчера в Осло, сказал, что две вышеупомянутые норвежские компании являются "сильными потенциальными участниками" Штокмановского проекта. Совершая ознакомительную поездку по оффшорному газодобывающему комплексу газового месторождения Ормен Ланге (Ormen Lange), принадлежащего компании "Norsk Hydro", он одобрительно отозвался о применяемых этой компанией технологиях и ее опыте добычи энергоносителей в шельфовых зонах.
Штокмановский проект подтолкнет две страны к урегулированию своего давнего спора относительно морской границы в Баренцевом море, регионе, который, как считают, имеет огромные запасы нефти.
"Мы должны нарастить усилия в поисках решения пограничного спора", - сказал г-н Фрадков. Освоение Штокмановского газового месторождения, отрытого 18 лет назад, откладывалось по причине больших трудностей добычи природного газа в условиях Арктики. Это огромное месторождение площадью 1200 кв. км, в котором содержится 110 трлн. кубометров природного газа, привлекает западные компании, имеющие опыт работы в шельфовых зонах и освоившие технологии сжижения газа - области, в которых "Газпром" слаб.
Предстоит пробурить более 120 скважин и построить три или четыре прибрежные буровые платформы в условиях, когда температура может достигать -25 градусов по Цельсию, дуют ураганные ветры и существует опасность от дрейфующих ледяных полей.
Добытый природный газ станут доставлять по нескольким проложенным по дну на глубинах до 300 м газопроводам на российский Кольский полуостров, где его будут превращать в сжиженный и грузить на суда для транспортировки на рынки Америки или Европы.
Доступ на рынки крайне важен для "Газпрома", а его Святым Граалем является экспорт газа в Соединенные Штаты Америки - приз большой политической и коммерческой важности.
И "Chevron", и "Conoco" в настоящее время строят терминалы для сжиженного газа в США.
Если "Газпромом" будет выбрана в компаньоны компания "Norsk Hydro", в портфеле инвестиций "Газпрома", вполне возможно, окажется пакет акций газового месторождения Ормен Ланге, поскольку эта российская компания требует, чтобы ее партнеры не только давали ей деньги и делились с ней ноу-хау, но также обменивались активами. "Газпром" очень хочет осуществить коммерческое проникновение на западноевропейские рынки, прежде всего в Великобританию, посредством обмена пакетами акций с европейскими газодобывающими компаниями.
В обмен на кусок Штокмановского месторождения россияне ожидают от компаний "Statoil" и "Total" предложения определенной доли в самом северном норвежском газовом месторождении Снохвит (Snohvit), которое может послужить технологической моделью для Штокмановского месторождения.
Другие новости. Во вчерашних сообщениях российской прессы указывалось, что "Газпром" путем приобретения газохранилищ надеется увеличить свою долю на европейских рынках с 25 до 30%.