Я раньше считал, что администрация Буша (George W. Bush) не рассматривает всерьез военный удар по Ирану, поскольку это только лишь ускорило бы осуществление иранской ядерной программы. Но то, что мы видим и слышим об Иране сегодня, кажется ужасно знакомым. Возможно, это потому, что некоторые официальные лица США уже решили, что хотят нанести сильный удар по Ирану.
"Пункт назначения - Иран? Ученые мужи и специалисты обсуждают достоинства американских воздушных ударов по иранским ядерным объектам". Автор данной публикации - сержант Кен Бергманн (Ken Bergmann) из министерства обороны США. Не кажется ли знакомым заголовок этой статьи?
Вице-президент США произносит важную речь, в фокусе которой находится угроза со стороны богатой нефтью страны Ближнего Востока. Государственный секретарь США заявляет Конгрессу, что все та же страна является нашим самым серьезным глобальным вызовом. Министр обороны называет эту страну главным спонсором глобального терроризма. Президент США винит ее в нападениях на американских солдат. Разведывательные службы говорят, что ядерная угроза этой страны может материализоваться через 10 лет, однако Директор национальной разведки рисует более зловещую картину. Новая американская стратегия национальной безопасности превозносит упреждающие удары и выделяет эту страну как серьезную угрозу для США. А неоконсерваторы бьют в барабаны войны, в то время как кабельные средства массовой информации обрамляют свои сообщения баннерами с такими словами, как "обратный отсчет" и "решительное выяснение отношений".
Страна, которая сегодня попадает в заголовки новостных сообщений, это Иран, а не Ирак. Но параллели поразительны. Через 3 года после того, как высокопоставленные чиновники администрации США своим систематическим обманом ввергли нашу страну в губительную войну, они, вполне возможно, пытаются сделать это снова.
Пока что нет никакой ясности. Месяцами я говорил тем, кто брал у меня интервью, что никакой высокопоставленный политик или военный не рассматривает всерьез военное нападение на Иран. В последние несколько недель я изменил свое мнение. Отчасти эта перемена была инициирована поддерживающими тесные связи с Пентагоном и с исполнительной властью коллегами, которые убедили меня, что некоторые высокопоставленные официальные лица уже определили свою позицию в иранском вопросе. Они хотят нанести по Ирану удар.
Я спорил с моими друзьями. Я им доказывал, что военный удар стал бы губительным для Соединенных Штатов. Он привел бы к тому, что иранская общественность сплотится вокруг в остальном непопулярного режима; он разжег бы гнев против американцев во всем мусульманском мире; он поставил бы под угрозу и без того уже хрупкие позиции США в Ираке. И он ускорил бы, а не затормозил иранскую ядерную программу. Твердолобые в Тегеране смогли бы утверждать, что были правы, когда заявляли, что единственное, что может устрашить Соединенные Штаты от нападения на Иран - ядерная бомба. Иранские лидеры могли бы ответить на нападение ударной ядерной программой, которая, возможно, привела бы к созданию ядерной бомбы через несколько лет.
Мои друзья напоминали мне, что я говорил то же самое по поводу Ирака, что я - последний остающийся в Вашингтоне человек, который поверил президенту Джорджу Бушу-младшему, когда тот сказал что поддерживает дипломатическое решение иранской проблемы. Но на этот раз именно заявления самой администрации США убедили меня. То, что я прежде отвергал как браваду, я сегодня считаю скоординированной кампанией по подготовке общественности к военному удару по Ирану.
Представляется, что нынешняя стратегия администрации США является попыткой повторить ее успешную кампанию в защиту войны в Ираке. Она сейчас пытается увязать Иран с нападениями 11 сентября (2001 года), постоянно заявляя, что Иран является главным государственным спонсором терроризма в мире (хотя это предположение весьма спорно). Она также пытается сделать эту угрозу насущной, доказывая, что Иран вскоре может пройти "точку, откуда нет возврата", если сумеет усовершенствовать технологию обогащения урана, несмотря даже на то, что многие другие страны пошли гораздо дальше возможностей Ирана и остановили свои программы уже на этапе создания ядерных боеприпасов. И, разумеется, она теперь публично привязывает Иран к иракскому восстанию и к тем импровизированным взрывным устройствам, которые используются для того, чтобы убивать или калечить в Ираке американских солдат, хотя председатель Комитета начальников штабов ВС США генерал Питер Пейс (Peter Pace) признал, что нет никаких доказательств в пользу такого утверждения.
Если дипломатия потерпит неудачу, администрации США, быть может, удастся убедить ведущих демократов поддержать резолюцию о применении силы против Ирана. Многие демократы пытаются придать блеск своему "ястребиному" имиджу и в этом вопросе позиционируют себя правее президента США. Вполне может случиться, что они попадутся в ловушку собственной риторики, в особенности те из них, кто имеет президентские амбиции.
Базирующиеся на фактах дебаты в ближайшие 6 месяцев будут вращаться вокруг оценки степени угрозы. Насколько приблизился Иран к приобретению способности обогащать уран для использования в качестве топлива или для снаряжения ядерных боеприпасов? Существует ли у него секретная программа создания ядерного оружия? Есть ли секретные подземные объекты? Что это будет значить, если его эксперименты по обогащению урана в небольших количествах окажутся успешными?
К счастью, сегодня мы знаем об иранской ядерной программе больше, чем когда-либо знали об иракской (или, если на то пошло, индийской, израильской или пакистанской). Инспекторы Международного агентства по атомной энергии (МАГАТЭ) находятся в Иране вот уже более 3 лет, расследуя все утверждения о проведении работ, связанных с созданием ядерного оружия. Соединенные Штаты ведут разведку со спутников, имеют секретную агентуру, а иранские диссиденты снабжают их дополнительной информацией. Главное сегодня - выложить всю эту информацию на стол для открытых дебатов.
Администрации США следует теперь рассекретить информацию, которую она использовала для оценки сроков приобретения Ираном способности сделать ядерную бомбу. В августе прошлого года в газете 'The Washington Post" сообщалось, что в американской национальной разведывательной оценке сказано, что Иран сможет создать ядерную бомбу только через 10 лет. Нам необходимо ознакомится с данными, которые легли в основу этой оценки, а также со всеми альтернативными оценками, если таковые есть. Комитетам по разведке Конгресса США следует подготовить собственные выводы по этим оценкам и, в том числе, провести открытые слушания с участием специалистов и официальных представителей МАГАТЭ. Таким влиятельным группировкам, как американский Совет по международным отношениям, следует провести свои заседания и исследования проблемы.
Точная и до конца понятная оценка текущего состояния и потенциальных возможностей ядерной программы Ирана является необходимой основой для любой политики в отношении этой страны. Мы не можем позволить, чтобы политическая или идеологическая повестка какой-то небольшой группы лиц определяла важное для нашей национальной безопасности решение, которое может создать хаос в критически важном регионе земного шара. Нельзя допустить этого еще раз.
Джозеф Циринционе является директором программы нераспространения ядерного оружия в Фонде Карнеги за международный мир.