Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
На Украине - контрреволюция?

Всего 16 месяцев назад реформаторы торжествовали победу. Что же произошло?

Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Хотя президент Белоруссии Александр Лукашенко и продолжает жестоко подавлять выступления демонстрантов, протестующих против его заслужившей международное осуждение подтасованной победы на выборах, этот последний диктатор Европы кажется некоторым наблюдателям испуганным. Он показался перед своими согражданами только во вторник, а также перенес инаугурацию, запланированную ранее на пятницу. Однако если Лукашенко действительно все сильнее ощущает себя загнанным в угол, возможно, его утешат результаты недавних выборов, состоявшихся на Украине.

Хотя президент Белоруссии Александр Лукашенко и продолжает жестоко подавлять выступления демонстрантов, протестующих против его заслужившей международное осуждение подтасованной победы на выборах, этот последний диктатор Европы кажется некоторым наблюдателям испуганным. Он показался перед своими согражданами только во вторник, а также перенес инаугурацию, запланированную ранее на пятницу. Однако если Лукашенко действительно все сильнее ощущает себя загнанным в угол, возможно, его утешат результаты состоявшихся недавно на Украине выборов, где как минимум треть электората оказала весомую поддержку похожему на него постсоветскому поддерживаемому Москвой авторитарному лидеру, от которого избирателей отказались всего 16 месяцев назад. Кто знает - может быть и Лукашенко когда-нибудь окажется у власти в результате законных выборов, как это было в 1994 году, когда он в первый раз стал президентом. В конце концов, всегда найдется немало людей, которые предпочтут гарантированную еду и порядок хаосу и неопределенности свободы. Это во многом объясняет удивительное возвращение в политику бывшего премьер-министра Виктора Януковича, проигравшего пост президента в декабре 2004 года реформатору Виктору Ющенко после того, как население выступило против очевидной фальсификации результатов выборов, продемонстрировав ненасильственную мощь власти народа. По итогам состоявшихся в минувшие выходные парламентских выборов Партия Регионов Виктора Януковича лидирует с результатом более 31 процента голосов, в то время как партия Виктора Ющенко "Наша Украина" находится на унизительном третьем месте.

Впечатляющие результаты Януковича могут стать сюрпризом для Запада, где считали, что его время и его ориентированная на восток программа действий остались в прошлом. Однако для самого Януковича его победа сюрпризом не стала. За прошедшие полтора года он изменил себя, нанял западных политологов вместо того, чтобы тратить деньги на бесталанных российских советников. Он стал открытым для средств массовой информации, стал меньше проявлять свою верность Москве, хотя и подчеркивал по-прежнему необходимость движения к Европе "вместе с Россией". Он также пообещал ослабить бремя высоких цен на российский газ, вступив в Единое экономическое пространство с Россией.

За те же самые 16 месяцев, прошедшие после победы так называемой "оранжевой" революции, новый режим президента Ющенко и его премьер-министра, яркой Юлии Тимошенко, выполнил многие из своих обещаний, однако наряду с этим погряз во внутренних распрях и взаимных обвинениях в коррупции. С одной стороны, бизнес получил ослабление налогового бремени и списание задолженностей, рядовым гражданам повысили зарплаты и пенсии, а свобода слова и верховенство закона сделали возможными проведение действительно свободных выборов. Однако в то же самое время эти достижения сопровождались периодическими нехватками топлива и продовольствия, а также ростом инфляции.

Еще больше вреда нанесли обвинения - на которые президент ни разу не дал какого-либо убедительного ответа - в том, что его сын Андрей оплачивал свои роскошные автомобили, фешенебельные квартиры и дорогостоящие вечеринки за счет доходов, получаемых от символов оранжевой революции, запатентованных на его имя в качестве торговых марок и расходящихся на рынке как горячие пирожки. Ющенко еще больше подлил масла в огонь прошлым летом, когда набросился с резкими высказываниями на 25-летнего журналиста Сергея Лещенко, писавшего разоблачительные статьи о сыне президента. "Самое удивительное то, что Ющенко является фактически соавтором моих статей - хотя он и не осознал это, - сказал мне тогда Лещенко. - Только благодаря его "оранжевой революции" украинские журналисты могут теперь писать подобные статьи и оставаться в живых".

Самый сильный удар был нанесен прошлой осенью, когда Ющенко и Тимошенко обвинили друг друга в предательстве "оранжевой революции". Вся "оранжевая" власть рассыпалась практически за пару дней: Ющенко уволил Тимошенко, а затем и своих соратников, принимавших наиболее активное участие в войне слов с премьер-министром.

Развал "оранжевой коалиции" отразился на результатах голосования. Партия Тимошенко, носящая ее имя, заняла втрое место после партии Януковича. Новый парламент будет так же расколот, как и общество - что, помимо всего прочего, является также и доказательством того, что выборы были честными и справедливыми. Так как ни одна партия, включая победившую партию Януковича, не получила большинства голосов, скорее всего будет сформировано коалиционное правительство, и процесс этот будет сопровождаться различными махинациями и компромиссами.

Все это показывает, насколько беспорядочной может быть демократия. В Белоруссии, всего за несколько дней до того, как президент Александр Лукашенко приказал милиции и спецназу встретить мирно идущих с цветами и разноцветными шариками людей дубинками, слезоточивым газом и шумовыми гранатами, мне довелось слушать одного западного наблюдателя. Этот джентльмен, судя по всему, итальянец, восхищался безупречной организацией выборов Лукашенко: все так организованно, прямо как в Швейцарии, восторгался он. Что же, порядок это хорошо - ведь при Муссолини поезда ходили вовремя, что не всегда случается в нынешней демократической Италии. И это вечная проблема: при демократии беспорядок, при диктатуре царит порядок и некоторая торжественность - прямо как на кладбище.