Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
Прогноз экспертов: "Литву ждет будущее сырьевого придатка ЕС"

Литву может постигнуть кризис идентичности, в ней начнет преобладать смесь культур - русской и космополитической англоязычной

Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
По утверждению аналитиков, государство не в состоянии обеспечить самостоятельность собственного информационного пространства. Его уязвимость обусловлена низкой подготовленностью в сфере информационных технологий, низким уровнем защищенности и информационно-культурной экспансией России, обусловленной сложившейся языковой ситуацией, а так же низкой устойчивостью населения к информационному манипулированию

Данный материал публикуется в рамках акции 'Переводы читателей ИноСМИ.Ru'. Эту статью обнаружила и перевела наш читатель Н.Я., за что мы ей крайне признательны

____________________________________________________________

Властям Литвы не хватает стратегического мышления, представления о конкурентоспособности страны и о необходимости реагировать на вызовы современности, власти плохо справляются с проблемами социального неравенства. На шестнадцатом году независимости в Литве с трудом формируется информационное, гражданское, политическое и патриотически-настроенное общество, страна не в состоянии обезопасить себя от информационных атак других государств, а нарушенное демографическое равновесие и эмиграция ставят под вопрос выживание нации.

К таким выводам пришел Центр стратегических исследований, руководителем которого является преподаватель Института политики и международных отношений Егидиюс Мотека и Институт гражданского общества, руководимый Дарюсом Куолисом, бывшим советником президента Валдаса Адамкуса, завершившие исследование под названием "Литовская нация: анализ состояния и перспектив развития".

'Если подобное положение продлится еще хотя бы пять лет, последствия станут необратимыми: имеющийся научный потенциал окончательно потеряет квалификацию, утечка умов и человеческих ресурсов возрастет до максимума, экстенсивный рост страны остановится из-за уменьшившейся конкурентоспособности и социально-экономической неприспособленности, стремление достичь среднего экономического уровня ЕС провалится, - предупреждают эксперты в заключительной части исследования. - Литва может остаться сырьевым низкотехнологичным придатком ЕС, Литву может постигнуть кризис идентичности, в ней начнет преобладать смесь культур - русской и космополитической англоязычной'.

Исследователи подчеркивают, что недостаток представления о конкурентоспособности, национальной безопасности и национальных интересах тормозит развитие государства. В стратегических документах о "благополучии страны" речь идет только о самых необходимых условиях его достижения: перечисляются пассивные функции государства, не мешающего гражданам самим создавать собственное благополучие, однако не предусматриваются активные меры, способствующие расширению подобной творческой деятельности.

Развитие государства, ориентированного на социальное благополучие, которое декларирует Литва, требует гораздо более ясного представления о том, на какую же модель государства благополучия мы ориентируемся и какими средствами собираемся его создавать, говорится в выводах экспертов. В настоящее время режим государства благополучия в Литве все еще является "постсоветским". В общественном дискурсе преобладает образ "государства благополучия", которое создает и дарит обществу власть. Такой образ соответствует иллюзиям части посткоммунистического общества, но он значительно расходится с социальной и экономической реальностью Литвы.

Благополучие государства, о котором говорится в стратегических документах, слишком слабо привязано к основным условиям и составляющим благополучия: обеспечению гражданских и политических прав, развитию инициативного гражданского общества, созданию качественного социального капитала.

По утверждению исследователей, недостаточно действенно решаются проблемы технического и культурного отставания Литвы. Все характеристики этого отставания основаны лишь на количественных - технических, социальных и статистических данных, избегая откровенного признания качественного - цивилизационного - отставания Литвы от развитых государств Запада.

Помощь структурных фондов, предназначенная на развитие человеческих ресурсов в 2004-2006 гг. была в процентном выражении самая маленькая среди новых членов ЕС. Усилия Литвы по развитию информационного общества тормозятся отсутствием ясного и согласованного представления о том, что есть информационное общество, отсутствием правовой базы, недостаточной координацией предпринимаемых усилий, а так же отсутствием осознания качественной деградации систем науки и образования в стране.

В выводах отмечается, что инновационная политика не соответствует современным потребностям, общий уровень инвестирования в научные разработки, несмотря на рост экономики, остается сравнительно низким, недооценивается значение информационного маркетинга в современной экономике, не внедряются прогрессивные технологии.

Несмотря на рост экономики, социальные проблемы постоянно обостряются, хозяйственные достижения не только не уменьшают дифференциацию уровня жизни, но постоянно ее увеличивают. Не маловажное значение здесь имеет то, что две трети литовского общества составляет население, относящееся к самому низкому и переходному социально-экономическим слоям, средний класс слаб, занятость недостаточная и неравномерная, оплата труда неудовлетворительная, рост отдельных городов и районов неравномерен, а уровень жизни разный.

Аналитики подвергли критике социальную политику страны, направленную не на социальные инвестиции и долговременное предотвращение бедности, а на социальную помощь. Такая политика слабо развивает способности граждан достигать благосостояния, превращая их в пассивных потребителей этого благосостояния. Государство в недостаточной мере пользуется средствами социального просвещения, уделяет слишком мало внимания детям, растущим в так называемых семьях социального риска или вовсе без семей.

Исследователи отметили отсутствие долговременной перспективы хозяйственного развития Литвы. По мнению экспертов, рост экономики в последние несколько лет был обеспечен двумя мощными силами - расширением внутреннего кредита и ростом экспорта. Обновление хозяйственной структуры идет слишком медленно: не хватает модернизации, более глубоких и ярких изменений, поэтому дальнейшие успехи экономики и ее расширение представляются сомнительными.

На внешние рынки Литва в сфере услуг может предложить лишь перевозки и ограниченные услуги по туризму. Низкая производительность труда обусловлена отставанием в сфере новейших технологий и информационного менеджмента. Наибольшим искажениям рыночный механизм подвергается из-за коррумпированности отдельных группировок в бизнесе и властных структурах, бюрократизма, злоупотребления предприятиями тем весом, который они сумели приобрести и теневой экономики, общая доля которой составляет около пятой части.

Литва не защищена от информационных атак

По утверждению аналитиков, демократический порядок в Литве внедрен в недостаточной мере, в стране преобладает пассивная политическая культура. Большинство жителей если и не довольны политикой государства и принимаемыми решениями, то не считают себя в силах что-либо изменить (см. Откуда берутся субмиссивные политики ('Preco?' , Словакия)) и поэтому не собираются включаться в активную общественную деятельность. Теперешняя модель управления утвердила преобладание государства над человеком.

В заключительной части исследования выражается сожаление о том, что: "недостаточная организованность граждан свидетельствует о слабости гражданского общества. При таком уровне организованности трудно рассчитывать на должное обеспечение первоочередных интересов литовского государства".

По утверждению аналитиков, государство не в состоянии обеспечить самостоятельность собственного информационного пространства. Его уязвимость обусловлена низкой подготовленностью в сфере информационных технологий, низким уровнем защищенности и информационно-культурной экспансией России, обусловленной сложившейся языковой ситуацией, а так же низкой устойчивостью населения к информационному манипулированию. (см. Будущее - информационная колония России ("Atgimimas", Литва)).

Эксперты отмечают, что литовское общество остается уязвимым, незащищенным от информационных атак других государств. Сравнительной пассивностью информационной политики Запада, придерживающегося принципа невмешательства в информационное пространство дружественного государства, пользуются информационные потоки России.

По утверждению экспертов, в Литве ощущается недостаток международной информации - как актуальной, так и аналитической. Недостаточная гражданственность, непонимание европейской идентичности, чрезмерное доверие к средствам массовой информации увеличивают возможность манипулирования и обостряют все информационные конфликты. В общественное сознание внедряются искаженные представления, создаваемые на основе раздувания некоторых вырванных из контекста проблем.

Опасность для общественного информационного пространства создает коммерциализация средств массовой информации и непрозрачность их коммерческих связей. Большая часть средств массовой информации страны не способна выполнять социальную функцию, но они, тем не менее, оказывают огромное влияние на формирование ценностной ориентации общества. Средства массовой информации потакают низким вкусам, склоняются к бульварности, в них хватает скрытой рекламы и коррупции, сохраняется проблема качества информации.

По словам исследователей, национальная идентичность переживает кризис. До сих пор преобладает литовская национальная идентичность, основанная на выживании и сопротивлении преобладающим властным структурам, обусловленная наследием исторического прошлого. В литовском обществе преобладает архаичная этническая, я не политическая идентичность, оторванная от реальности и вызовов современного мира. Иными словами граждане, как и в советские времена, склонны самоидентифицироваться с языком, обычаями и историей, а не с государством, гражданскими правами и свободами.

Эксперты предлагают в корне изменить культурную политику государства, так как она страдает инертностью, чрезмерной замкнутостью и слишком мало ориентирована на общество в целом. Реформы предлагаются и для системы образования, так как государство недооценивает роль образования в формировании современного общества. Среди проблем первоочередной важности аналитики упоминают непропорциональное увеличение числа студентов в университетах, низкий уровень критериев их отбора и девальвацию ценности высшего образования.

"Простое увеличение финансирования не решило бы проблем науки и высшего образования, так как выделяемые средства используются неэффективно, качество преподавания низкое, перечень предлагаемых специальностей не отвечает потребностям рынка, дух инноваций оставил университеты, система высших школ стала закрытой, не ищет путей сотрудничества с бизнесом и не чувствует ответственности перед обществом", - говорится в заключительной части исследования. Недостаточное внимание уделяется пропаганде альтернативных форм образования (профессионально-технических школ и колледжей). Требуются качественно новые формы образования, ориентированные на современное обучение в течение всей жизни, а не только на усовершенствование квалификации.

По утверждению экспертов, значительную угрозу конкурентоспособности страны, ее инновационному потенциалу, слабому социальному капиталу представляют неуправляемые процессы миграции, приобретающие все больший размах. Характер этих процессов изменяется в направлении неблагоприятном для Литвы. Наибольшую озабоченность вызывает у специалистов "утечка умов".

Демографическое равновесие в Литве нарушено и пока что нет признаков того, что его можно было бы легко восстановить. Государству предлагается срочно начать проводить стратегически обоснованную демографическую политику, направленную на обеспечение выживания нации, охватывающую социальную и медицинскую защиту, а так же системы образования, культуры, информации и проч.

Сейм назвал критику странной

Исследование финансировал Центр стратегического изучения и Институт гражданского общества. В финансировании так же принимала участие и Канцелярия Сейма, заплатившая за труд ученых и специалистов несколько десятков тысяч литов. По словам Д. Куолиса, отчет предполагалось опубликовать еще в феврале. Но Канцелярия Сейма попросила это отложить.

По утверждению газеты "Летувос ритас" плод труда ученых удостоился отрицательной реакции Сейма из-за того, что аналитики якобы ответили не на все вопросы, которые интересовали политиков и парламентариев. Авторы отчета назвали подобные заявления чиновников "достаточно странными".

____________________________________________________________

Автор перевода читатель ИноСМИ.Ru - Н.Я.

Примечание: редакция ИноСМИ.Ru не несет ответственности за качество переводов наших уважаемых читателей