КИЕВ, Украина. - Официальная резиденция управляющего директора компании, которая теперь будет контролировать поставки природного газа на Украину - обшитый досками одноэтажный домишко в полуразваленной деревне в одном из пригородов Москвы, стоящей по соседству с давно не работающим колхозом. На полу какой-то грязный коврик; с потолка сиротливо свисает лампочка без абажура; щели в стенах прикрыты неизвестно где подобранными кусками фанеры.
Этот домик со своей матерью и немецким фокстерьером по кличке Люся делит 49-летняя Ольга Сахарова, и слыхом никогда не слыхивавшая о том самом директоре, Олеге А. Пальчикове, под управлением которого находится бизнес, оцениваемый в 7 миллиардов долларов ежегодно.
- Да и какой начальник захотел бы здесь жить? - спрашивает она.
Ольгу немало удивила новость о том, что она, оказывается, живет по одному из немногих известных адресов, фигурирующих в делах высших должностных лиц подозрительной компании, торгующей газом и участвующей в договоре между Россией и Украиной - договоре, который не прекращает мутить политические воды здесь, в Киеве, почти за 400 миль от той деревни.
Компания RosUkrEnergo стала посредником в переговорах, которыми завершилось новогоднее противостояние России и Украины по поводу цен на газ. Этот договор привел к тому, что действующую украинскую власть обвинили в коррупции, а это, в свою очередь, почти наверняка помешало президенту Виктору Ющенко достойно выступить в прошлое воскресенье на парламентских выборах. Его партия пришла к финишу третьей - со значительным отрывом от двух лидеров.
Тайны, которыми окружена эта компания - от имен ее владельцев до мест, где живут и работают ее высшие менеджеры - не что иное, как влияние той гремучей смеси, в которую превратились после распада Советского Союза бизнес и политика и которая до сих пор не дает спокойно жить Украине, несмотря даже на значительные подвижки к формированию в стране более свободного и демократического общества, происшедшие при президенте Ющенко и его команде.
Юлия В. Тимошенко, некогда самая близкая соратница Ющенко, оказавшая ему огромную помощь во время массовых акций протеста в 2004 году, в результате которых он и пришел к власти, яростно сопротивлялась подписанию газового договора, везде приводя его как доказательство коррумпированности и недобросовестности руководства возглавляемой Ющенко партии 'Наша Украина'.
Поскольку ее партия, как сообщили в среду на основе практически полного подсчета, набрала на выборах значительно больше голосов, чем партия Ющенко, Тимошенко заявила, что руководство парламентской коалицией, представляющей реформаторские партии западной ориентации, принимавшие участие в событиях, ныне известных под именем 'оранжевой революции', она собирается взять на себя.
Тимошенко пообещала, что, как только - и если - придет на пост премьер-министра, который она занимала в течение первых восьми месяцев пребывания Ющенко на посту президента, она, прежде всего, начнет 'всеми способами' добиваться расторжения договора и прекращения участия в нем RosUkrEnergo. В среду в беседе с журналистами, говоря о бывшем лидере Украины Леониде Д. Кучме, власть которого постоянно омрачалась скандалами, она заявила, что заданные этой сделкой стандарты 'проповедовал кучмоизм'.
Однако яростное сопротивление подписанию договора у нее перекликается с таким же яростным рвением в пересмотре итогов скандальной приватизации, проведенной при Кучме. Из-за этого с повторным объединением коалиции, некогда приведшей Ющенко в президентское кресло, могут возникнуть трудности. Ющенко и его помощники уже встречались со своим заклятым противником Виктором Януковичем, партия которого набрала больше всех голосов - 31 процент. Стали поговаривать о том, что Ющенко стремится создать в парламенте такую коалицию, в которой не было бы Тимошенко. При этом партия Ющенко в среду заявила о том, что они ни с кем не будет договариваться о коалиции как минимум до 7 апреля.
Разрыв договора с Россией может привести к новому витку противостояния по поводу поставок газа, которым закончатся несколько спокойных месяцев, что прошли после новогоднего газового скандала, приведшего к срыву поставок во всей Европе и вызвавшего глубокое беспокойство всех стран, в газовом балансе которых большую долю составляет топливо из России и стран Центральной Азии, доставляемое по украинским трубопроводам.
- С точки зрения Европы, любое соглашение нежелательно, если оно нестабильно, - считает Тейн Густафсон (Thane Gustafson), старший аналитик компании Cambridge Energy Research Associates.
Критика договора и его нестабильность обусловливаются его не особенно ясной природой: контроль над существенной частью украинского газового рынка получила малоизвестная компания, связанная с российским энергетическим монополистом 'Газпромом' и некими неизвестными инвесторами.
Даже сейчас, когда после объявления о подписании сделки прошло уже почти три месяца, структура собственников RosUkrEnergo и проводимых компанией операций остаются в тени. Компания зарегистрирована в швейцарском Цуге и наполовину принадлежит 'Газпрому'. Другой половиной владеет корпорация Centragas, 'зонтик' под управлением австрийского банка Raiffeisen от лица инвесторов, имена которых руководство банка называть отказывается, хотя этого требуют представители и Америки, и Европы.
Россия и Украина взаимно обвиняют друг друга в том, что среди неизвестных бенефициаров компании есть, соответственно, украинские и российские граждане. Обе страны дают противоречащие друг другу сведения о том, которая же из них все-таки первой предложила включить в контракт RosUkrEnergo.
- Это украинская часть. У них и спрашивайте, - заявил Путин на встрече с журналистами в марте (речь идет об интервью В. Путина испанским средствам массовой информации, состоявшемся 7 февраля 2006 г. - прим. перев.).
Ющенко же, со своей стороны, заявил, что и ему известно не больше.
- Я лично несколько раз обращался к российской стороне, чтобы была дана эта информация, - заявил он на одной из мартовских пресс-конференций. - К сожалению, до сегодняшнего дня у меня нет информации, кто является основателем этой структуры.
Должностные лица самой этой компании - а некоторые из них работают и собственно в 'Газпроме', - уклоняются от детального обсуждения этого вопроса. О том, что он не знает имен инвесторов, заявил и Александр И. Медведев, директор экспортного подразделения 'Газпрома' компании 'Газэкспорт' и один из членов совета директоров RosUkrEnergo.
Один из директоров RosUkrEnergo - вместе с Олегом Пальчиковым - глава юридического департамента 'Газпрома' и один из самых старых помощников Путина Константин А. Чуйченко. Также в состав совета входит глава дочернего газпромовского банка Андрей И. Акимов.
Кроме этого, о компании мало что известно. У компании под названием 'Росукрэнерго' действительно есть офис в Киеве, на улице Саксаганского, но эта 'Росукрэнерго' управляет сетью автозаправок и, как сказала нам одна из сотрудниц офиса, не имеет к другой компании с тем же именем никакого отношения.
Вольфганг Пучек (Wolfgang Putschek), член совета директоров RosUkrEnergo от Centragas, рассказал по телефону, что у компании есть офис в Москве, но все дальнейшие вопросы попросил направлять в адрес лондонского пиар-агентства Merlin PR.
Представитель этого агентства Майкл Раммель (Michael Rummel) ни одного адреса дать не смог и заявил, что его руководство этот факт комментировать не будет. Однако при этом он высказался о RosUkrEnergo весьма положительно, объяснив, что только такая компания, как RosUkrEnergo, может справиться со сложностями поставки газа из России и Туркменистана на Украину и через Украину в Румынию и Венгрию.
В подобном информационном вакууме и возникли сообщения - пока ничем не подтвержденные - о том, что бенефициары RosUkrEnergo связаны с наиболее близкими советниками Ющенко. Ющенко пришлось лично опровергать причастность к деятельности компании своего брата Петро, связанного с газоторговым бизнесом.
Хотя в газовой сделке остается много неясного, мало кто сомневается в том, что она ослабила политические позиции Ющенко, подорвав его репутацию реформатора и антикоррупционера. С подписанием газового контракта электоральный провал Ющенко, как и успех Тимошенко, связал, в частности, Михайло Винницкий (Mychailo Wynnyckyj), профессор социологии университета "Киево-Могилянская академия."
- Собственно, на идее прозрачности Ющенко и пришел к власти. Но при этом работал на договор, в котором явно есть какие-то коррупционные аспекты.
____________________________________________________________
'Газовый страшила'? ("The Wall Street Journal", США)