Когда в прошлое воскресенье украинцы шли на выборы, им предстояло сделать выбор между двумя путями. Первый из них - это использование "модели Балтии". Из государств-правопреемников Советского Союза этим путем пошли пока Эстония, Латвия и Литва. У них сегодня демократические конституции, выборы у них свободные и честные, их прессе не затыкают рот. Правительства этих стран, которым после "цветных" революций прошлых лет хотят подражать также Украина и Грузия, соблюдают по отношению к Москве дистанцию и обращают свой взор в сторону Запада. Их опыт не вызывает сомнений: они добиваются тем больших успехов, чем теснее связаны с ЕС и НАТО.
За другой путь выступают такие бывшие советские республики, как Белоруссия или Узбекистан, да и сама российская Федерация президента Путина. Их политическая система - от авторитарной до диктаторской, их пресса находится под контролем, выборы там - фарс. Россия их покровитель, она пытается через международные структуры, такие, как "Шанхайское соглашение", связать их обязательствами, или же осуществляет прямое вмешательство, используя, например, зависимость от поставок российского газа или трубопроводные системы. Год назад на Украине это стремление к господству нашло свое проявление в форме влияния на выборы, в поддержке мафиозных олигархов и в признании грубо сфальсифицированных результатов голосования. Последний пример такой политики - непрозрачное (достигнутое путем шантажа?) газовое соглашение, которое Россия навязала Украине в январе после умышленно вызванного кризиса с поставками газа.
Очевидно, население Украины идти таким путем больше не желает. Какими бы ни были разногласия между лидерами "оранжевого" лагеря, их избиратели единодушны в следующем: свое будущее они видят не в "модели Белоруссии", а в "модели Балтии". Ориентированные на Запад партии все вместе взятые все еще располагают убедительным большинством сторонников; те, кто шестнадцать месяцев назад пытался при поддержке Путина удержать страну путем фальсификации результатов президентских выборов в тисках олигархических интересов, по-прежнему в меньшинстве. Тем временем "Партия регионов", ориентированная на Россию, тоже отступает. Так, даже глава партии Янукович, пытавшийся извлечь в свое время выгоду из фальсификации результатов выборов и потерпевший неудачу, считает теперь необходимым использовать, по меньшей мере, в своей риторике, прозападные лозунги "оранжевого" лагеря. Даже если его партия станет членом правительственной коалиции, ожидать отката в сторону Востока из-за этого не стоит.
Каким бы убедительным ни был выбор, он столь же ясно показывает, что в одиночку украинцы идти по своему пути не могут. Январский российско-украинский газовый кризис показал, сколь уязвима страна и спустя пятнадцать лет после обретения независимости; и когда в середине года истечет соглашение о цене на газ, Москва может в любой момент снова перекрыть газовый кран. Поэтому для стабилизации обстановки на Украине необходима помощь Запада. Пример стран Балтии показывает, что действенной помощью является перспектива присоединения к ЕС и НАТО.
Однако такая форма поддержки стала трудной. НАТО на Украине не пользуется особой любовью, а ЕС - из-за кризиса вокруг проекта конституции и из-за общей усталости от процесса расширения - готов к приему новых полноправных членов меньше, чем прежде.
И, тем не менее, НАТО и ЕС заинтересованы в том, чтобы избиратели Украины на своем долгом пути на Запад имели опору. Если посмотреть на государства бывшего Советского Союза, то выясняется, что Россия, там, где она обретает влияние, поддерживает господство авторитарных кланов, с которыми затем осуществляет в условиях беззакония непрозрачные сделки. На Украине Путин своим последним вмешательством в избирательный процесс тоже пытался поддержать подобные группировки. Для Запада ущерб был бы значительным, если бы Украина с ее развитой оборонной промышленностью, с ее знаниями в области ядерных технологий, авиастроения и космонавтики, обретенными в советские времена, снова бы оказалась в руках таких кругов. Поставки эффективного радиолокационного оборудования Саддаму Хусейну (Saddam Hussein) и оснащенных ядерными боеголовками крылатых ракет Ирану перед Оранжевой революцией свидетельствуют о том, что возврат к временам банд спекулянтов, оперирующих миллиардными суммами, может оказать прямое негативное влияние на безопасность Запада. Помимо этого Украина является одним из решающих полей международной монополии в вопросах снабжения Европы энергоносителями. Важнейшие российские газопроводы в сторону Запада проходят через украинскую территорию, и большую роль для дальнейших поставок среднеазиатского сырья играет, например, украинский нефтепровод Одесса-Броды, от Черного моря к польской границе. Поэтому ЕС должен, исходя из своих собственных интересов, найти путь, чтобы и в дальнейшем оказывать свое зарекомендовавшее стабилизирующее воздействие на Восток, - даже если обещания о приеме новых членов идут вразрез с ранее принятыми решениями и вряд ли возможны для реализации. Если стоит задача не допустить ущерба для континента, то необходимо как можно быстрее разработать подходящие модели привязки Украины. Появление таких концепций и без того запоздало, если принимать во внимание государства бывшей Югославии. Но из-за своей уязвимости и внутренней напряженности Украина может снова начать дрейф в направлении "Белоруссии", если Запад не поспешит привязать ее к себе.