Если считать хорошим делом создание прямого маршрута для поставок газа из России в Германию, то тогда плохо ли то, что немецкий канцлер поддержал этот проект? И если нет, то есть, когда то и другое - это хорошо, то почему в таком случае плохо, что компетентный человек и бывший канцлер Германии нанимается на работу в трубопроводный консорциум?
"С немецкой точки зрения это полезный пост", - говорит министр иностранных дел Штайнмайер (Steinmeier). С точки зрения немецкой политики в области энергетики, быть может и так. С социал-демократической точки зрения энергичный предприниматель Шредер - неприятность.
Не потому, что СДПГ имеет что-то в принципе против энергичности или бизнеса. И не потому, что бывший канцлер будет получать за работу четверть миллиона, что в Швейцарии он консультирует издательство Ringier и готов зарабатывать еще в качестве лектора по договору. А потому, что приемлемо-неприемлемое суммируется таким образом, что для порядочного социал-демократа встает вопрос о стиле поведения: стоит ли ему восхищаться или презирать товарища по партии, который преуспевает у классового врага.
Осенью, после большого предвыборного сражения, они полные умиления бросались в объятия друг друга: уходящий канцлер, который почти добился победы и, во всяком случае, предотвратил худшее, и его партия столь часто сомневавшаяся в нем. Полгода спустя они далеки друг от друга, как никогда раньше.