Стоит лишь взглянуть на карту, чтобы понять, что теперь ЕС отделяют от России всего лишь два государства: Белоруссия и Украина. С вступлением в Евросоюз бывших коммунистических стран - прибалтийских республик, Венгрии, Польши, Словакии и других, его восточная граница вплотную приблизилась к России, исчезла большая часть советской буферной зоны, с помощью которой СССР в эпоху холодной войны отгораживался от Запада. Предстоящее вступление в ЕС Румынии и Болгарии станет последним штрихом в этой линии раздела. В буферной зоне между Европой и республикой Владимира Путина останутся лишь маленькая Молдавия, Белоруссия и Украина.
Интерес Евросоюза к двум последним странам, которые с недавних пор стали его непосредственными соседями, вполне понятен, к тому же по их территории осуществляется транзит большей части закупаемого в России природного газа. Для ЕС необходимо, чтобы обе эти страны входили в тот самый 'дружеский пояс', который бывший председатель Европейской комиссии Романо Проди (Romano Prodi) хотел когда-то создать на его границах. Европейцы считают, что для обеспечения стабильности в этих государствах необходимо, чтобы они жили по демократическим правилам и строили у себя правовое государство, в соответствии с теми ценностями, распространение которых по всей Европе взял на себя ЕС. В частности, он добивается от России того, чтобы она перестала рассматривать этот регион как исключительную зону своего влияния, а считала его пространством общего соседства.
Европейская стратегия принесла свои плоды на Украине, хотя недавнее поражение Виктора Ющенко на парламентских выборах и показало всю хрупкость этого успеха. Однако та же стратегия провалилась в Белоруссии. Освободившись от советского ига, Украина сразу же повернулась к Евросоюзу, еще при Кучме, предшественнике Ющенко. Она даже выдвинула свою кандидатуру на вступление в ЕС, показав тем самым свою решимость воспользоваться в полной мере соглашениями о партнерстве и соседстве, которые предложил ей Евросоюз. В отличие от нее Белоруссия предпочла сохранить тесные связи с Россией. Она отвергла демократический путь развития, хотя европейцы надеялись, что она выберет именно его, и собирались продолжить сотрудничество.
Конечно, в недавней истории этих двух стран сыграли свою роль их различия. Режим президента Александра Лукашенко стремится сократить западное влияние на Белоруссию во имя славянского национализма, которому российская культура ближе, чем европейские ценности. Украина же, несмотря на существующий сегодня раскол в умах населения, пытается выстраивать свою политическую идентичность во многом наперекор своему большому восточному соседу. Сейчас ЕС должен понять, может ли метод кнута и пряника, который позволил украинскому правительству выйти из-под влияния России, быть успешным и в Белоруссии.
Чтобы все получилось, ЕС необходимо сделать еще больше, не бояться задеть Москву. Союз должен увеличить давление на официальные власти, а также размер помощи гражданскому обществу. Необходимо также согласие всех стран-членов, чтобы проводить более активную европейскую политику в этом регионе, а до этого сейчас еще очень далеко. ЕС должен выразить более четко намерение внести свой вклад в демократизацию своего ближайшего окружения. А также убедить граждан этих стран, что в их интересах доверять Союзу, хотя о вступлении в Союз речи пока еще не идет. Только при этом условии ЕС удастся закрепить свой успех на Украине и исправить ошибки в Белоруссии.