Как нам относиться к тому фурору, который возник вокруг вопроса о том, помогали или нет россияне правительству Саддама Хусейна (Saddam Hussein) во время возглавляемой Соединенными Штатами Америки интервенции? В недавно опубликованном 210-страничном докладе Министерства обороны США приведены иракские документы от марта 2003 года, в которых содержится информация, якобы, предоставленная российскими дипломатами и офицерами разведки. Спустя день после опубликования этого доклада Служба внешней разведки Российской Федерации (СВР РФ) выступила с заявлением, в котором отрицала, что эта информация была передана Ираку. И вот теперь государственный секретарь США Кондолиза Райс (Condoleezza Rice) говорит, что пытается получить от российского правительства разъяснения на этот счет.
Во-первых, важно понимать, что впечатляюще задокументированный доклад Пентагона никогда не был рассчитан на то, чтобы дать оценку, действительно ли и при каких обстоятельствах россияне могли предоставить иракцам подобную информацию. Перед аналитиками стояла всего одна задача: оценить восприятие войны иракским правящим режимом.
Что подводит нас к двум главным документам, о которых идет речь: не датированному трехстраничному рукописному описанию группировки вооруженных сил США по состоянию на начало марта 2003 года, которое базировалось на информации, якобы, предоставленной российским послом в Ираке Владимиром Титоренко, и датированному 25 марта восьмистраничному отпечатанному на машинке описанию военных планов США, которое базировалось на информации, также приписываемой Титоренко. Нет никаких причин сомневаться в аутентичности данных документов, которые открыты для ознакомления, равно как и других документов, на которые ссылается доклад Пентагона. Другой вопрос, является ли достоверной содержащаяся в этих документах информация.
Отрицания СВР РФ в основном не имеют значения, поскольку подозрения падают на военную разведку (Главное разведывательное управление, ГРУ) и на Министерство иностранных дел РФ, а не на СВР РФ. Сообщения в российской и западной прессе в марте 2003 года свидетельствовали о том, что бывший командующий советскими Воздушно-десантными войсками генерал Владислав Ачалов, который в августе 1991 года поддержал неудачный государственный переворот в Москве, в марте 2003 года, незадолго до вторжения, посетил Багдад в сопровождении другого отставного российского генерала. Сделанные в то время фотоснимки подтверждают, что министр обороны Ирака от имени Саддама Хусейна наградил этих двух генералов медалями. Ачалов впоследствии признал, что в годы, предшествовавшие войне, бывал в Ираке 15-20 раз.
В сообщениях прессы за март 2003 года и в более поздних сообщениях также указывалось, что до и во время войны с иракским режимом на повседневной основе работали другие офицеры ГРУ, нередко через бывшего иракского посла в Москве Аббаса Халафа (Abbas Khalaf), который посылал иракским лидерам многочисленные донесения со ссылками на данные ГРУ и дипломатические источники. В дополнение, в российской прессе в то время много писали о том, что иракскому правительству оказывает помощь "рабочая группа" ГРУ под условным наименованием "Рамзай" (Ramzaj), которая публикует ежедневные оценки положения дел в Ираке на одном российском военном веб-сайте. Хотя прогнозы группы "Рамзай" и некоторые ее данные были очень неточными, публиковавшиеся в крупных российских ежедневных газетах и в уважаемых коммерческих изданиях сообщения придают большую веру содержащимся в иракских документах утверждениям, что Титоренко и некоторые офицеры российской военной разведки помогали иракцам в их борьбе против вторжения США.
Если Титоренко действительно оказывал незаконную помощь, его мотив мог быть преимущественно финансовым. Когда в октябре прошлого года комиссия Волькера (Volcker) опубликовала свой окончательный доклад о мошенничестве и коррупции в программе Организации Объединенных Наций (ООН) "Нефть в обмен на продовольствие", там говорилось о том, что российский посол и его сын получили в подарок от Саддама примерно 23,7 млн. баррелей нефти, стоимость которой составляла в совокупности свыше 1 млн. долл. США.
В докладе вышеназванной комиссии названы получателями крупных партий нефти, стоивших многие миллионы долларов, многие другие российские политики и политические организации, включая тогдашнего главу администрации Владимира Путина Александра Волошина, спикера верхней палаты парламента РФ Егора Строева, Коммунистическую партию РФ и промосковское правительство Чечни.
Однако маловероятно, что явные действия Титоренко и сотрудничество ГРУ с Ираком получили одобрение на самом верху. Российская оппозиция этой войне - обусловленная главным образом теми громадными прибылями, которые российские компании и элиты получали от программы "Нефть в обмен на продовольствие" - оказалась значительно более сильной, чем предполагали многие специалисты США. Но эта оппозиция не обязательно означает, что Путин или тогдашний министр иностранных дел Игорь Иванов одобрили бы передачу информации, которая могла стоить жизни многим американцам и которая с высокой вероятностью была бы в конце концов обнаружена.
Особое внимание привлек один отрывок из иракского документа, датированного 25 марта 2003 года. В нем говорится об "информации, которую россияне собрали с помощью своих источников внутри Центрального командования вооруженных сил США в Дохе". Многие журналисты пришли к заключению, что это означает, что россияне имели в этом командовании своего шпиона. Но куда более вероятно, что российская информация была получена с помощью электронных средств или, возможно, даже через официальный обмен информацией.
В самом деле, если в Центральном командовании был шпион, он или она, надо думать, имели бы точную информацию. Но одним из интересных аспектов разведывательной информации, якобы, переданной иракцам, является то, что определенная ее часть оказалась глубоко неправильной. Если Саддам Хусейн и его помощники в большой мере полагались на эту информацию, это навредило им сильнее, чем если бы они ее проигнорировали или вообще не получили.
Действительно, неточность некоторых данных заставляет предположить, что командование вооруженных сил США, вполне возможно, сознательно допустило утечку дезинформации [генерал Томми Фрэнкс (Tommy Franks), который руководил той войной, намекает на такой план в своих мемуарах]. Американские командиры, как и мы все, из сообщений прессы знали, что офицеры ГРУ находятся в Багдаде и, надо думать, оказывают иракцам помощь. Американцы, вполне возможно, делали расчет на то, что российская военная разведка получит дезинформацию и поделится ею с иракцами. Если это было действительно так, то американская схема сработала великолепно.
Предпринятая на прошлой неделе российскими официальными лицами попытка увязать публикацию доклада Пентагона с текущими дебатами по Ирану в Совете Безопасности ООН является притянутой за уши. Нелепо считать, что этот 210-страничный доклад был внезапно задуман, чтобы послужить преходящим дипломатическим интересам.
Еще более нелепым является утверждение главы московского Института стратегических оценок и анализов Сергея Ознобищева, что сотрудники Пентагона опубликовали данный доклад потому, что их раздражают крепнущие позиции России на международной арене. Это заявление отражает высокую степень принятия желаемого за действительное в отношении места России в сегодняшнем мире.
Итак, как же нам относиться ко всему этому? Иракские документы усугубили озабоченность Соединенных Штатов по поводу России всего за несколько месяцев до того, когда Путин должен занять кресло председателя саммита Группы Восьми (G-8) в Санкт-Петербурге. Возникший вокруг этих разоблачений громкий шум является свидетельством того, насколько хрупкими стали отношения Запада с Россией. Российское правительство поступило бы мудро, если бы как можно скорее прояснило это недоразумение.