Москва. В этом городе начинает ощущаться атмосфера новой "холодной войны", которую разжигает то, что многие местные жители воспринимают как старое американское импульсивное желание окружить, ослабить или даже уничтожить Россию как раз тогда, когда эта страна встает из своих постсоветских руин как сплоченная, уверенная в себе и глобальная держава.
В этом месяце даже снова замаячила перспектива первого ядерного удара США. В опубликованной в журнале "Foreign Affairs" статье Совета США по международным отношениям (Council on Foreign Relations) высказывается мысль о том, что Соединенные Штаты могли бы нанести удары по России и Китаю, серьезно не опасаясь ответных ударов. Здесь это привело к головокружению людей, которые представили себе кадры из кинофильма "Dr. Strangelove" (Доктор Стрейнджлав).
"Публикация идей такого рода в респектабельном американском журнале оказала эффект взорвавшейся бомбы", - написал в статье в лондонской газете "The Financial Times" бывший российский премьер-министр Егор Гайдар. - Даже те российские журналисты и аналитики, которые не склонны к истерии или антиамериканизму, приняли эти высказывания за изложение официальной позиции администрации США".
"Сегодня большинство истеблишмента считает, что на нас оказывается давление, и это ведет к росту оборонительных националистических взглядов", - сказал директор московского Института США и Канады Сергей Рогов.
Усиление критики со стороны США - что Россия свертывает демократические институты, вмешивается в дела стран на территории бывшего Советского Союза и использует свои громадные энергетические ресурсы для продвижения собственных интересов - ведет к широкому распространению здесь чувства возмущения и воспринимается как нечто более значимое, чем просто широко распространенная риторика пекущейся только о собственных интересах нации. Россияне в большинстве своем полагают, что программы США по продвижению демократии на Украине, в Грузии и в Белоруссии являются Троянским конем, который имеет своей целью подрыв влияния России и расширение Организации Североатлантического договора (НАТО).
Ученые указывают на доклады вроде недавно опубликованного Советом США по международным отношениям "To ease Russian pressure on neighboring states" (Облегчить российское давление на соседние государства), где сказано, что "Соединенным Штатам следует работать в направлении ускорения интеграции этих государств с Западом".
"Нас постепенно выталкивают на северо-восток Евразийского континента, подальше от морей . . .в края, где толщина слоя вечной мерзлоты превышает 2 м", - сказала заместитель председателя Комитета Государственной Думы РФ по международным делам Наталья Нарочницкая, являющаяся членом националистической партии "Родина".
Она оплакивает утрату трех прибалтийских стран, которые вступили в Европейский Союз и в НАТО, а также возможную утрату военно-морского присутствия России на Черном море.
"Мессианство американской внешней политики - очень поразительная вещь", - сказала она. Когда выступает государственный секретарь США Кондолиза Райс (Condoleezza Rice), сказала Нарочницкая, "создается впечатление, будто это Хрущев выступает на партийном съезде: "Весь мир триумфально шествует к демократии, но некоторые государства-изгои предпочитают не ступать на этот путь, и т.д., и т.п."
Казалось, что нападения на Америку 11 сентября 2001 года перевели американо-российские отношения на новую и примечательную основу. Президент Владимир Путин облегчил размещение американских войск в Средней Азии, чтобы оказать поддержку военным операциям в Афганистане. В 2002 году Путину, которого все еще считали реформатором, было предложено на год стать председателем Группы Восьми (G-8), клуба ведущих промышленно развитых демократических стран мира.
Сегодня некоторые видные общественные деятели США, включая сенатора Джона Маккейна (John McCain), республиканца от штата Аризона, призывают президента Буша (George W. Bush) бойкотировать саммит G-8 в Санкт-Петербурге, чтобы показать свое недовольство внешней политикой России и ее курсом во внутренних делах.
Многие официальные лица США считают, что администрация президента Бориса Ельцина в 1990-е годы была несовершенной, но шла в правильном направлении; здешние жители говорят, что те годы были просто хаотичными.
"Будучи человеком демократических и либеральных убеждений, я могу сказать, что Россия никогда прежде не была более свободной и более активной, - сказал председатель российского Совета по внешней и оборонной политике Сергей Караганов. - Путин унаследовал страну, в которой государства не было, а поэтому он хочет прежде воссоздать государство и создать условия для модернизации и демократии. Волнуют ли меня некоторые события в моей стране? Разумеется. Я мог бы высказать больше критических замечаний, чем большинство американцев. Но это все равно, что обвинять зиму в том, что она следует за осенью".
В Москве напряженности в наших отношениях считаются скорее результатом того, что Соединенные Штаты не способны смириться с тем фактом, что Россия больше не является рабским организмом 1990-х годов - когда она бесновалась, но, в конечном счете, всегда уступала, потому что была слабой.
"Мы всегда блюли и будем блюсти наши национальные интересы, - сказал репортерам на прошлой неделе министр обороны РФ Сергей Иванов. - Если это кому-то не нравится, то это не наша проблема".
В определенных вопросах, таких, как ядерные амбиции Северной Кореи и Ирана, российские официальные лица говорят, что будут сотрудничать с Западом, но на собственных условиях. Существует, к примеру, широкое согласие с Соединенными Штатами, что Ирану не следует позволить стать обладателем ядерного оружия, но почти нет консенсуса относительно того, какие шаги следует предпринять, чтобы помешать этому. Россия выступает против наложения санкций на Иран, с которым она поддерживает прочные экономические связи.
Но на территории, которую именуют российским "ближнем зарубежьем", то есть в бывших советских республиках на ее периферии, Россия и Запад нередко диаметрально противоположно смотрят на одну и ту же ситуацию.
В Белоруссии западные правительства осудили как фарс недавнее переизбрание в президенты Александра Лукашенко. Россия объявила эти выборы честными и свободными, как было в случае со всеми спорными выборами в бывшем Советском Союзе.
Даже если россияне признают электоральное мошенничество, они не собираются ни в чем уступать, сказал Рогов. "Я подозреваю, что, поскольку мы не видим более хорошей альтернативы, мы предпочитаем status quo - каким бы плохим он ни был".
Нарочницкая сказала, что в основе всего лежит не вопрос демократии, но вопрос влияния. "Истерия по поводу Белоруссии и демонизация президента Лукашенко имеют касательство, скорее, к его антинатовской и антизападной позиции, чем к отсутствию демократии, - сказала она. - Белоруссия - это недостающий кусок головоломки, которую собирают от Балтийского до Черного моря. Есть на карте точки, где мы можем уступить, но есть и такие, где важно этого не делать".
Точка, которая, кажется, волнует россиян больше всего, это Украина. С тех пор как в этой стране произошла Оранжевая революция, народный протест, который 16 месяцев назад привел во власть президента Виктора Ющенко, отношения между двумя странами испортились. В начале нынешнего года российская государственная монополия природного газа "Газпром" на короткое время прекратила поставки на Украину газа, который критически важен для украинской тяжелой промышленности и жилищ. В ходе парламентских выборов в прошедшем месяце партия Ющенко потерпела унизительное поражение от поддерживаемого Москвой кандидата.
В Вашингтоне и столицах Европейского Союза прекращение подачи газа на Украину было воспринято как наказание для ориентирующегося на Запад Ющенко, в особенности в связи с его желанием привести Украину в НАТО.
Для России такой шаг Украины стал бы анафемой. Оборонные и гражданские отрасли промышленности двух стран остаются тесно взаимосвязанными, а Черноморский флот России базируется в Крыму на украинской территории.
"Принятие Украины в НАТО забьет последний гвоздь в гроб России как независимой великой державы, - сказал Рогов. - Мы уходим, а вы приходите. К сожалению, в России существует почти единодушное мнение, что Запад пытается изолировать Россию".