Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Битва, не имевшая равных в истории

Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
По сути, битва за Москву стала решающим сражением второй мировой войны: ее переломным этапом стала Сталинградская битва, но именно у ворот российской столицы Сталин положил конец гитлеровскому блицкригу

Рецензия на книгу Родрика Брэйтуэйта (Rodric Braithwaite) 'Москва, 1941: город, его жители, и война' ('Moscow 1941: A City And Its People At War')

____________________________________________________________

По сути, битва за Москву стала решающим сражением второй мировой войны: ее переломным этапом стала Сталинградская битва, но именно у ворот российской столицы Сталин положил конец гитлеровскому блицкригу.

Гитлер - азартный игрок - сделал ставку на операцию 'Барбаросса', начавшуюся 22 июня 1941 г.: он полагал - стоит 'выбить дверь', и сталинская Россия 'рухнет как карточный домик'. И действительно, в первые месяцы германского наступления казалось, что риск оправдался: сталинские распоряжения были неверными, нереалистичными, просто бездарными; советские войска отступали, попадали в окружение, сдавались. Всего за несколько месяцев потери СССР достигли невероятной цифры - 6 миллионов убитых, раненых и пленных.

Для любого другого режима это означало бы полный крах. Но Сталин ни разу не усомнился, что победа будет за ним: он знал, что его личные качества и национальный характер российского народа составляют уникальное сочетание беспощадной жестокости с непоколебимым патриотизмом и готовностью к самопожертвованию.

31 декабря 1940 г. 'поздно вечером в Московском зоопарке умер белый лебедь - худшего новогоднего предзнаменования быть не может' - пишет Родрик Брэйтуэйт в своем новом труде.

Простым москвичам, конечно, оставалось только верить вождю-диктатору; сам же Сталин упорно держался ложного мнения о том, что Гитлер нападет на СССР самое раннее через два года - ни масса разведданных, свидетельствующих об обратном, ни советы генералов не могли его разубедить.

Брэйтуэйт описывает 'место действия' - сталинскую Москву, управляемую запуганными партаппаратчиками, не успевшими прийти в себя после недавней волны репрессий. Затем следует живописный рассказ о начале войны, панике, страхе, патриотизме - о том, что довелось испытать самым разным людям, от юных призывников до знаменитых кинозвезд.

Летом 1941 г. немецкие танки на полной скорости мчались по гигантским просторам России - сначала пал Минск, потом Смоленск; они рвались к столице.

Когда началась жестокая битва за Москву, Сталин немедленно отозвал из Ленинграда своего лучшего полководца Георгия Жукова и поставил его во главе обороны города. Нацисты, ошеломленные русской зимой [так в тексте - прим. перев.] и неожиданно упорным сопротивлением, приостановили наступление. Однако в октябре Гитлер начал операцию 'Тайфун', бросив более миллиона солдат против миллионной группировки, защищавшей Москву.

Советский фронт лопнул по швам - в обороне образовалась брешь шириной в 300 миль. Москву охватила паника: советские власти утратили контроль над городом, превратившимся в гигантскую зону беззакония, пораженчества и отчаянья.

Сталин уже планировал оставить город, но затем - между 16 и 18 октября - все же принял решение оборонять его до конца и не покидать Москву самому. Фронт невероятными усилиями удалось удержать. Затем, 6 декабря, когда прибыли мощные подкрепления с Дальнего Востока, русские перешли в контрнаступление и отбросили немцев.

Сражение охватило территорию размером с Францию; в нем с обеих сторон участвовало 7 миллионов человек (даже в Сталинградской битве силы противников насчитывали 4 миллиона); погибло 926000 советских солдат.

Открывая книгу, я заранее готовился к разочарованию: сэр Родрик Брэйтуэйт - отставной дипломат, бывший британский посол в Москве. А отставные дипломаты, как правило, пишут плохие, неряшливо сляпанные исторические труды или мемуары, полные скрытой саморекламы. Но эта книга ни к той, ни к другой категории не относится.

'Москва, 1941' - блестящий образец нарративного исторического труда, она прекрасно, эмоционально написана и знакомит читателя с интереснейшими новыми фактами, которые автор почерпнул из взятых им интервью и ранее неизвестных архивных документов.

Но самое главное - это трогательная и увлекательная история о непревзойденном героизме и страданиях невообразимого масштаба. ' В 1941 г. Москва ощущала себя одной большой деревней', - замечает Брэйтуэйт, и на страницах его книги она предстает именно такой. В ней вы найдете столько неизвестных деталей, основанных на глубоком знании особенностей российской жизни, столько индивидуальных историй о тогдашних событиях - трагизме, жестокости, храбрости и абсурде, что читателю хочется то смеяться, то плакать; при этом автор никогда не дает ему забыть, что все это происходит во время кровопролитнейшей войны.

Брэйтуэйт широко пользуется воспоминаниями людей, с которыми он подружился, будучи послом в Москве; он безукоризненно точен во всех деталях, но одновременно демонстрирует интерес к курьезным и даже игривым подробностям (как это ни удивительно, в книге отставного дипломата вы найдете немало пикантных сплетен того времени).

Если же говорить о критических замечаниях, то их немного: описание самой битвы и действий высшего командования носит отрывочный, а порой и путаный характер; в результате о решающих событиях на фронте, особенно декабрьском наступлении, рассказывается настолько бегло, что мы просто не успеваем оценить ни их масштаба, ни их значения.

Кроме того, иногда обширные знания Брэйтуэйта играют с ним злую шутку: он нагромождает слишком много подробностей и сложных ассоциаций.

Тем не менее, в целом эта книга - один из лучших трудов о России в годы второй мировой войны, что мне довелось прочесть. И главный вывод Брэйтуэйта сформулирован с характерным для него лаконизмом и проницательностью: 'Для многих москвичей именно военные годы были самым наполненным, лучшим периодом в жизни'.

Саймон Сибэг Монтефиоре - автор удостоенной литературной премии книги 'Сталин: двор красного монарха' ('Stalin: The Court Of The Red Tsar').