Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

'Оранжевая революция' год спустя. Украина не может выбрать между Москвой и Брюсселем

Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Восемь дней назад, впервые после 'оранжевой революции', украинцы выбирали депутатов в парламент. Выборы показали, что страна сделала решающий шаг в сторону демократии. Но после этих выборов, которые Белый Дом назвал 'свободными и честными', продолжит ли Украина свой путь на Запад?

Официальные результаты еще не объявлены. ЦИК Украины изъявил желание произвести повторный подсчет голосов в некоторых регионах, дабы избежать опротестования результатов. Стоит вспомнить, что именно многочисленные нарушения в ходе президентских выборов в ноябре 2004 года породили волну народного протеста, так называемую 'оранжевую революцию', привели к отмене результатов выборов и последующему избранию ныне действующего президента Виктора Ющенко.

Вчера Ющенко заявил, что хотел бы представить парламенту прозападное правительство, сформированное оранжевой коалицией.

Ющенко понимает, что не может силой навязать стране курс на Запад. 'Газовая война', разразившаяся в начале года, когда Москва почти в два раза увеличила цену за кубометр газа, поставляемого Украине, с грубой прямолинейностью напомнила, что Украина занимает особое место в европейской географии и истории. Украина зависит от России не только в энергетическом плане. Россия остается для Украины основным инвестором, зачастую осуществляя перевод денег через зарегистрированные на Кипре компании. Связи между военно-промышленными комплексами обоих государств остаются тесными.

На более глубоком уровне, наблюдается взаимопроникновение истории и культуры этих двух стран-соседей. Четверть населения Украины считается 'русской'. Язык Пушкина употребляется во всех социальных сферах, далеко за пределами восточных районов и Крыма, население которых в основном говорит по-русски. Не стоит забывать, что Украина - молодое государство, которому только 15 лет. Кроме недолговечной независимости в 1917-1921 годах, страна в течение многих веков входила в состав российской, а затем и советской империи. В глубине веков мы видим мощное и автономное Киевское государство (с X по XIII век), чья история, правда, опять-таки неотделима от России, поскольку является ее колыбелью.

Поэтому Украина - страна с шаткой идентичностью, которая находится пока еще на стадии становления. Этой шаткостью успешно пользуются олигархи из восточной части страны с целью навязать свое региональное владычество. Нисколько не удивительно, что в подобном контексте, опросы общественного мнения на тему таких важных вопросов, как курс внешней политики, выявляют двойственность мнений. Согласно исследованиям, за вступление страны в НАТО высказались не более одной трети опрошенных.

ЕС, согласно исследованию Джеймса Шера (James Sherr) (1), 'до сих пор воспринимается, как организация, для которой Россия важнее, чем Украина'. По мнению интересующихся этим вопросом украинцев, 'новая политика соседства' Брюсселя приравнивает их страну к Марокко. Вряд ли это вызовет страстное 'желание' использовать термин, дорогой сердцу Лионеля Жоспена (Lionel Jospin). На более прозаичном уровне, если верить Жилю Лепезану (Gilles Lepesant) (1), многие промышленники не торопятся продавать свою продукцию ЕС, где рынок отягощен ограничительными правилами и протекционистскими тенденциями. Они замечательно приноравливаются к требованиям заказчиков из Китая и Ближнего Востока.

И если страны ЕС расходятся во мнениях по поводу того, какую позицию принять по отношению к Украине, Москве давно все ясно. Многочисленные чиновники, отвечающие за вопросы внешней политики Кремля, еще со времен Ельцина недвусмысленно заявляли, что Украина находится в зоне 'жизненных интересов' России. Министр иностранных дел России недавно предостерег Киев от вступления в НАТО, так как это может 'изменить характер отношений' между двумя соседствующими странами.

В этом контексте, бывший президент Украины Леонид Кучма выбрал 'многовекторную' внешнюю политику и, как канатоходец, балансировал между Западом и Востоком. Его преемник, Виктор Ющенко, заявил 26 марта, сразу по окончании голосования, что внешняя политика его страны останется неизменной. Согласно конституционной реформе, вошедшей в силу 1 января, многочисленные полномочия переходят от главы государства парламенту, но президент оставляет за собой право назначать министра иностранных дел и министра обороны.

Ющенко явно тяготеет к вступлению в НАТО и к сближению с Западом. Но если поспешить, можно вызвать еще большее раздражение народа, который в первую очередь хочет увидеть реальные достижения в экономической и социальной сфере, предупреждает Борис Колесников, один из скандальных, но популярных олигархов из промышленного района Донецка, которые недавно прошли в парламент. Их партия, Партия Регионов, возглавляемая проигравшим президентские выборы 2004 года Виктором Януковичем, выиграла выборную гонку, набрав 32% голосов и получив 186 из 450 мест в парламенте. Безусловно, эта победа объясняется разладом в 'оранжевом' стане и жалкими экономическими результатами прошедшего года. Но, принимая во внимание Коммунистическую партию и другие маленькие партии, избиратели, которые тяготеют к России, а не к Западу, или, по крайней мере, не желают противостояния двух полюсов, представляют около 40% электората.

'Западники' отвечают, что только вступление в НАТО и ЕС может оказать 'бодрящее' воздействие на экономику. Президент Ющенко, конечно же, не бросится без оглядки в объятия Североатлантического Альянса. Для решения этого вопроса он прибегнет к оружию, которым Украина с недавних пор хорошо владеет: урны, народное голосование, референдум.

(1) Автор статьи, опубликованной в марте 2006 года в бюллетене Russie. Nei. Visions de l'Ifri, а также соавтор книги 'Украина в новой Европе', CNRS Editions, 2005, изданной под руководством Жиля Лепезана.