Сэр, к сожалению Стефан Уогстил (Stefan Wagstyl) ("A little democracy need not hinder a popular dictator", March 25/26) прав, говоря, что Беларусь доказала, что наступление демократии в бывшем Советском Союзе вовсе не неизбежно. Но я надеюсь, что Запад докажет неправоту Александра Лукашенко, считающего, что экономические санкции невозможны.
Вопреки распространенному мнению, экономика Беларуси, господствующее положение в которой занимает государственный сектор, управляемый лично г-ном Лукашенко, очень зависима от экспорта в страны Европейского Союза. По официальным данным за август 2005 г., в Россию шло 36 процентов белорусского экспорта, а в ЕС - 43 процента, причем крупнейшими импортерами были покупатели очищенной нефти в Великобритании и Нидерландах.
Очистка и перепродажа российской нефти-сырца является основным двигателем белорусской экономики. Благодаря договоренности с Россией, белорусская государственная нефтеперерабатывающая корпорация покупает нефть но цене 27 долларов за баррель и перепродает ее по мировой цене, превышающей 60 долларов.
Ежегодно это дает почти 2 млрд. долларов, которые идут в казну репрессивного белорусского государства и позволяют Лукашенко сохранять ту самую 'экономическую стабильность', которая служит главным основанием легитимности режима. Эти деньги также идут на обучение и зарплаты людей в черном, которые избивали демонстрантов 25 марта.
Между тем, помощь Запада оппозиции составляет менее 30 млн. долларов в год. Нельзя позволять человеку, чья внутренняя и внешняя политика имеет открыто антизападный характер, наживаться на торговле с ЕС.
Запад должен не только публично порицать диктатора, но и прекратить вести с ним бизнес. Это было бы логично и эффективно и показало бы населению Беларуси, что вражда с основным торговым партнером наносит ущерб экономической стабильности.
____________________________________________________________
Почему русофобская риторика не срабатывает в Беларуси ("The Financial Times", Великобритания)