Бывший чемпион мира по шахматам Гарри Каспаров возглавляет организацию "Демократическое движение". Владимир Путин живет за счет зависимости Запада от нефти, говорит он в беседе с Петером Менассе.
STANDARD: Вы говорите, что у западных демократических стран нет средств борьбы против диктатур, поскольку они зависят от поставок нефти и газа. Как далеко может заходить президент России Владимир Путин в своем давлении на Запад?
Каспаров: Игра Путина проста. Ему необходима напряженность в международных отношениях. Ему необходим Иран для создания ядерного оружия, ему нужна организация ХАМАС, чтобы делать ситуацию на Ближнем Востоке более нестабильной и более запутанной, поскольку это помогает удерживать высокие цены на нефть. Если мировая цена на нефть упадет, то в опасности окажется он сам. Напряженность - это то, что ему необходимо в международных отношениях, и все, что он делает, служит цели поддерживать это давление.
STANDARD: Вы ведь поддерживали российскую оппозицию. Какие у нее шансы, если средства массовой информации находятся под контролем Путина?
Каспаров: У любой оппозиции есть шанс, если люди готовы что-то делать. Россия не является демократической страной, она - полицейское государство. Но можно видеть, что российское население все больше и больше разочаровывается, поскольку видит растущую пропасть между виртуальной реальностью на телевидении и своей повседневной жизнью.
Люди видят по государственному телевидению, что страна располагает большими денежными средствами, и не могут понять, почему эти деньги не используют для повышения их жизненного уровня. Это медленный, но постоянный процесс понимания, что в политической системе что-то не так. Есть признаки того, что люди понимают это и становятся активнее.
STANDARD: Вы можете привести конкретный пример?
Каспаров: У нас в России примерно два миллиона автомобилей с правым рулем, это в основном подержанные машины из Японии. Прошлой весной правительство захотело избавиться от них. Люди со всей страны, от Владивостока до Москвы, провели за пять дней с помощью Интернета организационную работу, чтобы выступить сообща с протестом, и правительство было вынуждено отступить.
В последние месяцы я много ездил по России, побывал больше чем в 20 регионах. Кое-что в настроениях меняется. Люди стали более агрессивными по отношению к правительству.
STANDARD: Вы говорите о нефти как об оружии диктатур. Каким образом Запад может избавиться от этой зависимости?
Каспаров: Мы дискутируем о космических полетах и о колонизации Луны. Но почему в то же время живем с двигателями, изобретенными в 19 столетии? Представьте себе, нефть нам больше не нужна. Была бы закончена война с террором, поскольку не осталось бы денег для таких группировок, как ХАМАС.
Пришло время, когда во главе западных правительств должны встать настоящие руководители, а не менеджеры, опасающиеся принимать долгосрочные решения.
Уроженец Азербайджана (в бывшем СССР) Гарри Каспаров (42 года) завершил свою шахматную карьеру в 2005 году. Играть в шахматы начал в пять лет, в 22 года стал самым молодым чемпионом мира всех времен. Он соучредитель организации "Демократическое движение", которое собирается выставить своего кандидата на президентских выборах в 2008 году. Петер Менассе - главный редактор венского журнала "NU". Полное интервью можно прочитать по адресу: www.nunu.at