Джордж Буш не готов признать, что Владимир Путин - не помощник в деле распространения мира и свободы.
'Я не считаю Россию безнадежной, - заявил Буш на прошлой неделе на встрече с представителями организации Freedom House. - Я по-прежнему думаю, что Россия понимает, что в ее интересах быть Западом, работать с Западом и действовать согласованно с Западом'. Президент в шутку сказал, что его отношения с Путиным должны быть такими, чтобы он мог войти с ним в кабинет, и тот бы 'не выгнал меня оттуда'.
Поскольку нарушения прав человека в России приобретают все больший масштаб, правозащитные организации просят Буша бойкотировать саммит 'большой восьмерки', который российский президент проведет в июле в Санкт-Петербурге. Но он говорит, что лучше вовлекать Путина в диалог, чем публично ругать его.
Разумеется, такую политику должен вести любой глава государства. Но возникает вопрос: не слишком ли толерантны Соединенные Штаты в отношении своего бывшего противника в холодной войне? Поведение Путина в последнее время наводит на мысль о том, что он так и не признал ее окончания.
В частности, в новом докладе Пентагона отмечается, что офицеры российской разведки тесно сотрудничали с Саддамом Хусейном накануне и в ходе американо-британского вторжения три года назад, обеспечивая его информацией (возможно, полученной российскими шпионами) о боевых планах союзников. Возможно, эта помощь, равно как и сопротивление, оказанное Россией в Совете Безопасности ООН планам вторжения в Ирак, объясняются, в частности, тем, что Саддам давал крупные взятки высокопоставленным российским чиновникам через программу ООН 'Нефть в обмен на продовольствие'.
Но, каковы бы ни были тому причины, Россия стояла на стороне Саддама в важном конфликте - как и в прежние годы, когда США и Россия воевали руками других в таких странах, как Корея, Вьетнам, Куба, Ангола и Афганистан. Путин как бывший офицер КГБ, работавший в бывшей Восточной Германии, был солдатом холодной войны, а это, возможно, остается с человеком навсегда.
Но это состязание может вновь стать опасным. Саддаму не удалось избежать того затруднительного положения, в котором он находится сейчас, но имеется множество свидетельств тому, что русские льют воду на мельницу Ирана, противника США, который потенциально может причинить еще большие хлопоты.
Путин будет, конечно, отрицать, что он на стороне безумных мулл. Он подчеркнет, что пригласил недавно иранцев в Москву для того, чтобы убедить их дать России возможность перерабатывать топливо для построенной русскими АЭС в Бушере. Предполагалось, что в этом случае иранцам не понадобится перерабатывающее оборудование, которое может быть использовано для обогащения расщепляемого материала до оружейной стадии. Соединенные Штаты и Европа одобрили российскую инициативу, искренне надеясь на то, что она принесет эффект.
Единственная проблема в том, что она не впечатлила иранцев, которые спокойно продолжили работы по обогащению. Неверно думать, что их упрямство вызвало недовольство Москвы. На прошлой неделе русские, вместе с китайцами, сумели потопить проект подготовленной США резолюции Совета Безопасности, которая предусматривала санкции против Ирана, если он продолжит пренебрегать своими обязательствами по договору о нераспространении ядерного оружия. После безрезультатной конференции министров иностранных дел шести стран в Берлине российский министр Сергей Лавров отверг идею санкций, заявив: 'Россия не считает, что санкциями можно достичь урегулирования каких-либо вопросов'.
В чем-то он прав. Экономические санкции часто причиняют больше вреда тем странам, которые их вводят, чем тем, на которые они налагаются. Как показала история с санкциями ООН против Ирака, они не могут быть эффективно реализованы и становятся источником широкомасштабной коррупции, наподобие той, которую вызвала программа 'Нефть в обмен на продовольствие'.
Но, безусловно, Лаврова больше всего беспокоит ущерб, который санкции могут нанести бизнесу России в Иране, особенно ее планам по строительству новых объектов атомной энергетики. У Китая сходные коммерческие интересы, и это означает, что два члена Совета Безопасности, обладающие правом вето, не будут склонны поддержать какие-либо энергичные меры в отношении Ирана, даже если он продолжит сопротивляться усилиям ООН по контролю над распространением ядерного оружия.
'Россия находится в беспроигрышной ситуации', - заявил высокопоставленный дипломат, работавший в прошлом в Москве, во время встречи с группой редакторов Wall Street Journal на прошлой неделе. Она может вести выгодный бизнес с Ираном и, в то же время, создавать проблемы США. Короче говоря, она может вести холодную войну в варианте, исправленном и дополненном Путиным.
Несомненно, Иран вызывает у США дискомфорт. Родившийся в Иране журналист Амир Тахери (Amir Taheri), автор материала о высоких ставках в ближневосточной игре, опубликованного на прошлой неделе в Wall Street Journal, недавно сообщил редакторам газеты, что Иран ведет войну с США с 1979 г. Он поддерживает террористов, на счету которых сотни жизней американцев. По данным других источников, Иран поставляет т.н. 'повстанцам' в Ираке взрывные устройства для установки на обочине дорог и другие адские машины.
Никого не должно удивлять то, что Россия поддерживает антиамериканские действия через 15 лет после распада Советского Союза. Коммунистам удалось сохранить российскую империю еще 72 года после того, как она должна была рухнуть, раздувая русский национализм и удерживая нерусские народы под своей властью при помощи сочетания коварства КГБ и силы Красной армии. Такие фокусы, как полет Юрия Гагарина в космос, должны были создать у русских иллюзию того, что они великая держава.
Путин был воспитан на такой политике, и другой он не знает. Этим объясняется его неуклонное стремление к укреплению контроля Кремля над прессой, гражданским обществом и бизнесом. Его цель - возродить Россию в качестве империи, восстанавливая влияние в республиках, отделившихся в 1991 г. - таких, как Украина, Грузия и среднеазиатские 'станы'. В последнее время он чувствует себя все увереннее, благодаря гигантским прибылям, которые ему обеспечивают высокие цены на энергоносители.
Политика - искусство возможного, поэтому Буш должен уметь работать с реальным миром. Но, возможно, проявляя меньше толерантности, он сумеет легче ладить с русскими. Рональд Рейган (Ronald Reagan) усвоил этот урок много лет назад к огромной радости порабощенных народов, освобожденных от российского ига.
____________________________________________________________
Избранные сочинения Джорджа Меллоуна на ИноСМИ.Ru
Гэбистские инстинкты Путина - медвежья услуга России ("The Wall Street Journal", США)
Незадачливый империалист Владимир Путин ("The Wall Street Journal", США)
Сообщение, которое послал Беслан: у террористов нет души ("The Wall Street Journal", США)
Простить Россию? Прощать пришлось бы слишком многое ("The Wall Street Journal", США)