Больше всего на свете русские любят хорошо поспорить. Вскоре после того, как писатель Сергей Аксаков купил в 1843 г. имение Абрамцево, оно превратилось в неформальный клуб славянофилов - группы интеллектуалов, ратовавших за то, чтобы Россия остерегалась западного капитализма и вернулась к своим славянским корням. Но Аксаков, больше известный как автор трилогии 'Семейная хроника' (в английском переводе 'A Russian Gentleman'), был столь же гостеприимен и к прозападным мыслителям. Благодаря этому, здесь шли горячие дебаты с участием таких литературных знаменитостей, как автор 'Отцов и детей' Иван Тургенев и писатель Александр Герцен. Здесь регулярно бывал Николай Гоголь, изобразивший в своих произведениях превратности и антагонизмы русской жизни. Именно здесь Гоголь впервые прочел вслух главы своего неоконченного романа 'Мертвые души'.
Сегодня лежащее всего в 60 километрах к северо-востоку от Москвы Абрамцево, ставшее музеем, предлагает своим посетителем испытать более мирные эмоции. После смерти Аксакова имение купил железнодорожный магнат Савва Мамонтов, превративший его в колонию художников, писателей и музыкантов. Он пригласил сюда, в частности, художника-модерниста Михаила Врубеля, реалиста Илью Репина, импрессиониста Валентина Серова и пейзажиста Василия Поленова. В Абрамцево сохранились оба исторических периода - в половине дома царит стиль ампир аксаковских времен, а в мамонтовской половине можно увидеть камины с красочными изразцами, выполненными Врубелем в его собственной мастерской, располагавшейся здесь же.
Само Абрамцево запечатлено на многих картинах, представленных в музее. Репин и Врубель писали здесь портреты членов семьи Мамонтова. Копия 'Девочки с персиками' Серова (1887 г., ныне хранится в Третьяковской Галерее в Москве) висит прямо у окна, перед которым сидела та самая девочка, дочь Мамонтова - Вера, - позируя художнику. Спокойствие этих картин контрастирует с конфликтной историей Абрамцева. В 1899 г. отец Веры был обвинен в растрате и заключен под стражу. Хотя в 1900 г. суд в Москве оправдал его, государство конфисковало его железные дороги, и он обанкротился. Однако Мамонтов сохранил за собой Абрамцево, где в 1918 г. он умер и был похоронен. В 1919 г. государство превратило имение в музей. Остальное - уже история искусства.