Итак, Тимошенко - за шаг от премьерства.
Тем не менее премьером она может стать по-разному.
В будущем может произойти все - от больших успехов до всем знакомых кризисов - в зависимости от того, как будет построена система власти главы Кабмина на персональном уровне.
Конечно, все еще может сорваться.
Широкий круг недругов Юлии Владимировны еще сможет использовать эти последние секунды времени и придумать какую-то коварную схему, чтобы не допустить ее к власти.
Тем не менее максимум, о котором они могут мечтать - это ничья.
И эту ничью им следует потом долго праздновать. Так как темп, с которым направляется лидер БЮТ к власти - слишком мощный, весьма неотвратимый и неумолимый.
Триумф одержимых
Две "неожиданности" выборов-2006 - Черновецкого и Тимошенко - объединяет одна вещь: одержимость этих персон.
Да, это разные, и очень разные люди, но они имеют больше общего, чем кажется на первый взгляд. (Интересный факт: номер один в окружении Тимошенко - Александр Турчинов - связан с Черновецким на религиозном поприще.)
У каждого из них есть собственная религия или то, что ее заменяет. И стремление к власти - глубинный элемент этой религии, осознанный выбор личности.
Поэтому Тимошенко - чужая среди политического мира приспособленцов и карманников. Она его просто переросла.
В свое время она была идеальным олигархом, но захотела большего. Тимошенко не стала рабыней миллиардов, как стали ими многие из ее коллег, которые сейчас работают круглые сутки, чтобы защитить приобретенное от очередного изменения власти. Миллиарды в Украине стоят мало.
Вместе с тем Тимошенко стремится к власти. Это стремление одним кажется праведным, а другим - демоническим. Наверное, и те, и те будут правы.
Черновецкий, конечно, совсем другой человек, ему не присуща пассионарность и страстность, которая есть у Тимошенко. Ему присуща смелость показывать себя таким, каким он есть, и вера в правильность этого пути.
Искренность в демонстрации себя без украшений - у одного, и искреннее желание власти - у другой.
Инфузории против туфельки
Беда тех, кто борется с Тимошенко, в том, что они не способны подняться на ее уровень и понять ее настоящие недостатки.
Так, нанятый за неплохие деньги пиарщик никогда не сможет представить, как воспринимает мир женщина, которая была миллиардершей, а потом потеряла все и сидела в тюрьме. И потому этот пиарщик едва ли придумает что-то стоящее, чтобы убедить электорат в том, что Тимошенко, скажем, опасно назначать на пост премьера.
Вместе с тем против нее старались задействовать сухие, рациональные и вдобавок полулживые аргументы, которые стараются противопоставить неистовой энергии леди Ю.
Критику Тимошенко "по делу" можно сгруппировать в трех основные категориях, каждая из которых указывает на якобы присущую ей "нерыночность".
Первая - это то, что Тимошенко и реприватизация чуть ли не одно и то же.
Конечно, это неправда, так как первым о реприватизации заговорил Ющенко и именно Ющенко сейчас гордится своими реприватизационными достижениями: "Криворожсталь", приватизированную повторно, он любит вспоминать как пример неистового успеха своей власти.
Вторая категория критики - это утверждения, что Юлия Владимировна - популистка, которая стремится лишь увеличить социальные расходы.
Опять-таки, ответственность за повышение пенсий, зарплат и т.п. лежит в том числе и на Ющенко, который в своих предвыборных обещаниях относительно увеличения выплат из бюджета даже заткнул за пояс Януковича. И, конечно же, правительство Еханурова с радостью отчитывалось о возрастании социальных выплат в 2005-м, которое осуществила именно Тимошенко.
В конце концов, любимый эпизод всех критиков экс-премьера, когда правительство Тимошенко чуть ли не единственный раз вмешалось в ценообразование. Это было тогда, когда правительство подозревало заговор на рынке нефтепродуктов.
Кабмин действовал тогда таким же образом, как нужно действовать, когда необходимо ограничить монополию - установить предельный уровень цен на нее. Сейчас можно констатировать, что такой шаг был слишком резким и своего эффекта не достиг.
Тем не менее на основании этого едва ли следует строить какие-то дальновидные заключения о "рыночности" Тимошенко, так как следующий шаг правительства в урегулировании был очень "рыночным": были существенно уменьшены ограничения на импорт топлива.
Итак, можно говорить лишь о резкости движений Тимошенко, ее способности к крайним мерам, применению как административных, так и "рыночно-фундаментальных" инструментов.
Именно эта склонность к максимализму и есть самой большой опасностью Тимошенко-правительницы, а не стандартный набор недостатков любого украинского политика: популизм и передел собственности в пользу приближенных лиц. И нельзя сказать, что с точки зрения украинского народа одно лучше, чем другое.
К сожалению, никто из политиков и политтехнологов не сделал ставку на справедливую критику Тимошенко - вместе с тем избирателям предложили низкопробные и малопонятные вещи. Результат можно увидеть на сайте ЦИК.
Противовес или катастрофа
Чтобы эффективно противостоять Тимошенко (или недостаткам Тимошенко), нужна такая же мощная фигура, которая владеет необходимым интеллектуальным потенциалом и достаточно глубокими религиозными убеждениями. Которая способна говорить с Тимошенко на одном языке, на равных.
Иначе Тимошенко в буквальном смысле будет притягивать кризисы, где ее способности проявляются не наилучшим образом.
Только человек с сильной волей и искренними намерениями способен направлять часто неконтролируемую энергию Тимошенко в конструктивное русло и удерживать ее от крайностей.
Та система противовесов, которую создал Ющенко для Тимошенко-премьера в 2005-м, оказалась неэффективной из-за моральной слабости ее мощнейших оппонентов, которые слишком быстро бросились конвертировать свои полномочия в деньги.
Сейчас лишь Ющенко лично способен стать противовесом, хотя и с определенными предостережениями. Тем не менее здесь мешает и его настоящая позиция "над" премьером, и бремя взаимных оскорблений.
Едва ли Ющенко согласится на роль "понижающего трансформатора" высоких энергий Тимошенко, и едва ли он выдержит эту роль. Хотя это неплохой шанс доказать всем, что он готов работать для Украины и после своего избрания.
Вероятнее всего сейчас то, что Ющенко будет стараться применить ноу-хау - новую систему контроля за политиками с помощью четко прописанных коалиционных соглашений.
Обычно, в европейских парламентских демократиях текст коалиционного соглашения и есть чрезвычайно детальным документом (сотни страниц), где прописаны практически все аспекты политики будущего правительства.
Тем не менее само соглашение не решит проблемы темперамента Тимошенко. Правление не будет эффективным, если не будет прямого контакта между Ющенко и Тимошенко при принятии большинства решений.
Если же этого не случится, то в виду опасности разрушительных следствий лучше было бы сделать Тимошенко противовесом будущему премьеру, то есть БЮТ больше пользы принесет именно в оппозиции.
Другими словами, слишком много Тимошенко - это так же плохо, как и мало Тимошенко.
Весь вопрос в правильных пропорциях, в дозировании. Сможет ли президент найти этот рецепт, именно от этого зависит успешность или неуспешность власти в Украине.
Игорь Луценко - экономический консультант