В ноябре 2005 года в Азербайджане прошли парламентские выборы. На избирательные участки явились на 20% меньше избирателей, чем на выборах 2000 года, и партия президента Ильхама Алиева с подавляющим преимуществом выиграла эти выборы, которые международные наблюдатели сочли сомнительными, если не мошенническими. Малочисленной, но становящейся все более заметной Исламской партии Азербайджана снова, как и в прошлый раз, было запрещено выставлять своих кандидатов. Оппозиционный блок опять проиграл, как это случалось на всех выборах последних 12 лет.
Сомнительные выборы в этой обнищавшей, богатой нефтью, квазидиктаторской бывшей советской республике не совсем подходят под определение "плохая новость". Но оценивая эти выборы на фоне недавнего ввода в эксплуатацию нефтепровода Баку-Тбилиси-Джейхан, почти что 20-летнего конфликта с соседней Арменией, антагонистического иранского соседа на юге, нерешенного чеченского спора на севере, а также быстрого возрождения ислама, приходишь к заключению, что Азербайджан фактически стоит в центре мощных геополитических тектонических плит. Западу следовало бы обратить больше внимания на то, что там происходит.
Я прибыл в Азербайджан в конце ноября прошлого года, как раз вовремя, чтобы самому оценить прозвучавшие после выборов обвинения в мошенничестве, увидеть демонстрации противников правящего режима и почувствовать нарастающую неудовлетворенность народа политической системой, которая подпитывает возрождение ислама. Я удивился, когда сотрудник таможни в Баку спросил меня, не террорист ли я. Я прибыл из Кабула с бородой и позднее узнал, что азербайджанцы нередко именуют салафитов (Salafis) "бородатыми людьми". В Азербайджане салафиты - ультрастрогая секта мусульман-суннитов - находятся на подъеме.
После 70 лет советского правления, когда религиозные культы были загнаны в подполье, ислам в Азербайджане переживает возрождение. Почти 94% 8-миллионного населения Азербайджана отождествляют себя с мусульманской культурой, из них около 70% исповедуют шиитскую веру. Если в период принудительной секуляризации общества при советской власти религиозные культы увядали, то сегодня, как свидетельствует опрос, проведенный в 2004 году под эгидой американского Национального фонда развития демократии (U.S. National Endowment for Democracy), почти 97% азербайджанских мусульман называют себя "верующими". Почти четвертая часть азербайджанцев высказывается в поддержку идеи управления страной по законам шариата (в приграничных районах на севере и на юге страны эта доля населения больше) и почти 30% азербайджанцев соблюдают исламские обычаи в своей семейной жизни.
Даже в Баку, где сегодня на смену проводившейся в соответствии с декретом советской власти секуляризации, пришел секуляризационный эффект привлечения иностранных инвестиций, салафиты набирают силу. В городе с новыми пятизвездочными отелями, с модельными итальянскими костюмами в центральных магазинах, с барами для нефтяников и с девушками, берущими по 40 долл. США за ночь, насчитывается до 20 тысяч приверженцев салафизма. В бакинские мечети в типовом случае приходят помолиться в пятницу около 300 верующих. Но "Абу-Бакр", главная городская салафитская мечеть, привлекает около 5000 верующих.
Рост видимого присутствия салафитов в азербайджанском обществе обусловлен множеством причин, но его можно объяснить отчасти сочетанием географических и исторических факторов. И ему содействовали вооруженный конфликт между азербайджанцами и армянами из-за спорной территории Нагорного Карабаха в 1987 году, когда советская империя уже начинала трещать по швам, а также и продолжающийся конфликт в Чечне.
[Тот факт, что Нагорный Карабах стал на азербайджанской земле центром компактного проживания армян, является наследием Туркманчайского договора (Treaty of Turkmenchay) 1828 года между Ираном и Россией, которая исторически вместе с Турцией оказывала самое сильное влияние на судьбы азербайджанцев. Первая попытка Азербайджана обрести независимость была недолговечной и продлилась всего 2 года, начиная с распада в 1917 году царской России и кончая вторжением на его территорию Красной Армии в 1920 году. Также как результат договора 1828 года, в Северном Иране сегодня живут примерно 16 млн. азербайджанцев (почти четверть населения Ирана].
К началу 1994 года, когда было заключено перемирие, Нагорно-карабахский конфликт унес жизни 30 тысяч человек, 20% территории Азербайджана было оккупировано, а до 800 тысяч азербайджанцев оказались беженцами в собственной стране.
Когда за распадом Советского Союза последовали вооруженные конфликты на территории самого Азербайджана и соседней с ним Чечни, Баку стал дверью-вертушкой для воинствующих исламистов и наркоторговцев. Поскольку Азербайджан имеет выход к Каспийскому морю, что делает его удобным для торговли нефтью, данное обстоятельство делает его удобным также для контрабандной торговли оружием, афганским опиумом и для проникновения моджахедов.
В некоторых сообщениях даже утверждалось, что в начале 1990-х годов афганских моджахедов, которых вербовали для участия в Нагорно-карабахском конфликте, доставляли в Азербайджан на чартерных авиарейсах с одобрения нового светского президента Гейдара Алиева, бывшего сотрудника КГБ.
Двери-вертушки Баку не закрылись после перемирия в Нагорном Карабахе в 1994 году. Даже в 2000 году, когда вновь заполыхал российско-чеченский вооруженный конфликт, Азербайджан оставался популярным пересадочным пунктом для афганских "претендентов на получение статуса политического беженца", а также являлся убежищем для примерно 8000 бежавших от ожесточенных сражений чеченцев, многие из которых были салафитами.
Вовсе не случайность, что в 1992 году была создана Исламская партия Азербайджана. К 1995 году, когда их шиитский лидер был арестован по обвинениям в получении денег от Ирана и в шпионаже в его пользу, эта партия насчитывала до 50 тысяч членов. В тот же год Иран создал в своем министерстве разведки - том самом органе иранского правительства, который отвечает за поддержку организации "Хизбалла" (Hezbollah) - отдел шпионских операций на территории Азербайджана.
В 1999 году происходили столкновения между суннитами и шиитами в городе Гойчай, на севере Азербайджана. Пытаясь подавить растущее политическое влияние ислама, президент Алиев в 2001 году создал Государственный комитет по делам религии, на который возложена обязанность мониторинга всей религиозной деятельности в Азербайджане.
В следующем году то, что началось как протест против плохой работы коммунальных служб в Нардаране - расположенном примерно в 10 милях к востоку от Баку городе, где стоит храм в честь жены седьмого имама, являющийся местом паломничества шиитов, и где размещается штаб-квартира Исламской партии Азербайджана - переросло в кровавую стычку между горожанами и сотнями полицейских. Сегодня женщины в Нардаране носят черные головные платки, как это принято в Иране, а их жилища украшают фрески с изображениями поднятых вверх рук, сжимающих мечи, с которых капает кровь, и с такими изречениями, как "Нет бога, кроме Аллаха!"
В конце 2003 года имам бакинской мечети "Джума", что расположена в Старом городе, Ильгар Ибрагим-оглы (по прозвищу Азербайджанский Хомейни) и члены его общины были изгнаны из города по обвинениям в политической агитации. (В Азербайджане всем религиозным лидерам запрещено участвовать в политической деятельности.) А эта мечеть была впоследствии занята под Музей ковров.
За несколько недель до моего прибытия в Азербайджане были проведены парламентские выборы, первые после президентских выборов 2003 года, в результате которых президентом страны стал Ильхам Алиев, сын покойного президента Гейдара Алиева. Те выборы не обошлись без проблем. Молодой Алиев получил 80% голосов в условиях массовых протестов, сопровождавшихся насилием. Международные наблюдатели поставили вопрос об электоральном мошенничестве. Парламентские выборы в ноябре 2005 года большинство считало шансом для Азербайджана выполнить данное Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе (ОБСЕ) обязательство провести действительно свободные и честные выборы.
Однако результаты выборов 2005 года снова были подвергнуты сомнениям. Оппозиционный блок "Свобода" (Azadliq, азерб.) завопил об обмане, когда наблюдатели от ОБСЕ заявили, что "процесс подсчета голосов был плохим или очень плохим в 43% избирательных участков, где осуществлялся мониторинг". Делегация США в миссии наблюдателей от ОБСЕ записала в отчетном докладе, что "отмечены массовые мошенничества при подсчете голосов и табуляции результатов выборов", и призвала азербайджанское правительство провести повторные выборы в ряде избирательных округов.
Но "Свобода" не смогла завоевать поддержки народа, и в конечном итоге посольство США в Баку опубликовало прохладное заявление, в котором говорилось, что "США надеются на тесное взаимодействие с новоизбранными парламентариями". Народ Азербайджана, казалось, покорился необходимости того, что дела пойдут своим чередом.
С самого начала "Свобода" вела борьбу в неравных условиях. Оппозиция проиграла все выборы с того момента, когда Гейдар Алиев впервые стал президентом в 1993 году. По ходу дела все больше азербайджанцев просто решали не участвовать в политическом процессе. На выборах 2000 года пришли голосовать 50% допущенных к выборам азербайджанцев; в 2004 году проголосовали всего 30%.
Однажды после полудня мне довелось разговаривать с пресс-секретарем "Свободы" Эршадом Нуриевым. Нуриев, заядлый курильщик, которому было чуть менее или чуть более 30 лет, получил образование в США и бегло говорил по-английски. Вокруг нас сидели азербайджанцы средних лет, которые пили чай, играли в нарды или говорили о политике. Нуриев выразил свою озабоченность снижением явки избирателей. Он считает, что снижение политической активности масс является признаком растущей тенденции перехода к политическому исламу. "Блок 'Свобода' является прозападным, - пояснил Нуриев. - Но он утратил поддержку народа, потому что Запад его не поддержал".
Нуриев указал на выступление Буша (George W. Bush) в Тбилиси, Грузия, в мае 2005 года. "Когда Буш выступил с речью, он побудил к активным действиям множество людей на всем Кавказе, являющихся демократическими реформаторами. И вот теперь США поддержали выводы ОБСЕ, что выборы были мошенническими. С другой стороны, в заявлении посольства США в Баку сказано, что США надеются работать вместе с этим парламентом. Зачем людям поддерживать прозападную партию, которая не пользуется поддержкой Запада?"
"Здесь важную роль играет исламский фактор, - продолжал Нуриев. - Когда мы в этой стране не имеем свободных и честных выборов, народ может решить, что невозможно демократическим путем изменить политику, и тогда, быть может, появится возможность изменить политику силой. Я думаю, что в ближайшие 5 лет мы почти наверняка будем иметь здесь исламское движение".
Проведя историческую параллель, Нуриев риторически спросил: "Почему иранцы устроили революцию в 1979 году?" Отвечая на собственный вопрос, он продолжал: "Нефтедоллары оседали в карманах небольшого числа семейств, политические институты были закрыты, и у них была неразвитая инфраструктура за пределами Тегерана. Азербайджан - бедная страна. Свыше 40% населения живут в нищете, 90% экономики сосредоточено в Баку, а 86% базируется на экспорте нефти. Нам нужно создать экономическую инфраструктуру за пределами Баку, чтобы у людей была работа. Если люди не будут иметь работы, они, быть может, начнут поиски других путей для осуществления перемен".
Не упустили ли США возможность поддержать демократическое движение в мусульманской стране в интересах стабильности? Не сделала ли бы поддержка слабого оппозиционного блока Азербайджан более уязвимым от влияния радикального ислама? С ростом суннитско-шиитского сектантства в Ираке, с Ираном, который показывает нос Западу, и с очень щепетильными вопросами безопасности на нефтепроводе Баку-Тбилиси-Джейхан, куда ни посмотри, везде в Азербайджане действуют могущественные силы, которые, вполне возможно, привлекут наше внимание не в таком уж отдаленном будущем.
"Если демократические перемены невозможны, - задал вопрос Нуриев, - то какова альтернатива для мусульманской страны? Сегодня люди идут на площадь с оранжевыми флагами. Но, возможно, через 5 лет они пойдут на площадь с зелеными флагами".