В прошлом веке мы вели крупные дебаты по двум главным вопросам: о социализме и России, а также о капитализме и Америке. В веке нынешнем у нас остался в основном лишь один вопрос для дискуссии - капитализм и Америка, хотя появились и новые важные темы. Однако время от времени старые идеологические стычки относительно России и социализма возникают вновь. Недавно такое случилось и на страницах этого издания. Некоторые авторы сделали предположение о том, что результаты выборов на Украине и Белоруссии демонстрируют массовое недовольство проведенными при поддержке ЦРУ "цветными революциями", бесчеловечным неолиберализмом свободного рынка, американской пропагандой, лицемерием Запада и прочим злом. В одной колонке невозможно проанализировать всю эту сумятицу мыслей, а также неточности и полуправду, которая сопутствует таким заявлениям. Но вот лишь три примера.
Джеймс Харкин (James Harkin), выступая на страницах "The Guardian" в прошлую субботу, утверждал, что многие (неназванные) "западные комментаторы", романтично и наивно описывавшие события оранжевой революции на Украине в 2004 году, сегодня "лишились дара речи" в ситуации, когда пророссийская партия Виктора Януковича "одержала триумфальную победу" на прошедших недавно парламентских выборах. Ну, ко мне это не относится. Почему это я, вместе с народом Украины радовавшийся на киевской Площади Независимости, должен сегодня лишиться дара речи? Оранжевая революция проводилась не для того, чтобы передать власть какой-то одной конкретной партии. Она проводилась для того, чтобы при помощи народовластия люди получили шанс выбирать свою собственную власть на свободных и честных выборах. И именно это сделала на днях Украина. Один наблюдатель за выборами от Европарламента из Великобритании сказал, что, по его мнению, использованная украинцами в этот раз процедура голосования превосходила по своему качеству британскую.
Примерно один из трех украинских избирателей, в основном с ориентированного на Россию востока страны, отдал предпочтение Януковичу. Это где-то на 10 процентов меньше, чем он получил в ходе сфальсифицированных президентских выборов 2004 года, которые спровоцировали оранжевую революцию. Так называемые "оранжевые голоса" разделились между ныне враждующими лидерами оранжевой революции - Виктором Ющенко и Юлией Тимошенко. Однако в сумме их количество превосходит те голоса, которые были отданы за Януковича. Избиратели, за исключением жителей западных областей страны, наказали Ющенко за несбывшиеся надежды, за экономическую неразбериху, за широко распространенную коррупцию, за неверные действия во время ценового газового спора с Россией в начале текущего года, а также за ссору с Тимошенко. Отчасти это справедливо, отчасти нет. Но главное сохранилось: люди могли свободно голосовать на свободных и честных выборах. Если они захотят, то смогут вернуть во власть старых проходимцев; если не захотят, то снова их вышвырнут. Это же демократия, глупцы вы этакие.
Второй пример имеет отношение к двойным стандартам Запада. "Даже если верить самому худшему из того, что говорят о Лукашенко (а даже его оппоненты в основном согласны с тем, что президент пользуется поддержкой большинства населения Белоруссии), - пишет Нил Кларк (Neil Clark), - то демократические сбои в этой бывшей советской республике меркнут на фоне нарушений демократии, имеющих место в других государствах, которые Запад отнюдь не наказывает, а наоборот, вознаграждает". Египет, например. Здесь есть один важный момент, который не отмечен Кларком. Да, США, как и все великие державы, на протяжении истории используют вопиющие двойные стандарты. Грязная логика типа "может быть, он и сукин сын, но это наш сукин сын" действует в "войне с террором" точно так же, как она действовала во времена холодной войны. Но вывод, который мы должны сделать из этого, состоит не в том, что Запад поступает неверно, поддерживая права человека и демократию в Белоруссии. Он заключается в том, что Запад должен активнее поддерживать права человека и демократию в Египте и Саудовской Аравии. Если кто-то станет свидетелем двух убийств, но погонится только за одним убийцей, потому что другой - его друг, мы не станем утверждать что "он был не прав, погнавшись за этим убийцей". Мы скажем: "Он должен был догнать и другого преступника".
Третий пример - это аргументы в пользу так называемой "гарантированной тарелки риса", или социальной защищенности, которые звучат следующим образом. Может быть, у них и нет прав человека и гражданских свобод в западном понимании, однако у них лучше социальная и экономическая ситуация. Как пишет Джонатан Стил (Jonathan Steele), в Белоруссии при Лукашенко лишь за прошедший год на 24 процента увеличилась реальная заработная плата; был снижен налог на добавленную стоимость, уменьшился уровень инфляции; за семь прошедших лет в два раза снизилось количество людей, живших за чертой бедности. Благодаря самому справедливому из числа стран этого региона распределению доходов удается избегать социальной напряженности. Ах, какой рай! Определенно, Гордону Брауну (Gordon Brown) (министр финансов Великобритании - прим. перев.) следовало бы пойти учиться в минскую школу.
Возникает вопрос о том, в какой степени можно доверять такой статистике. Существует также и такой вопрос. Люди голосовали за Лукашенко благодаря своей удовлетворенности экономическим и социальным положением, патриотизму, любви к руководителю и так далее, или делали это из чувства страха? Если учитывать, что в Белоруссии очень мало свободных средств массовой информации, не существует полностью независимых опросов общественного мнения, и, кроме того, мы в любом случае не знаем, сколько людей реально голосовало за Лукашенко, ответ на данный вопрос дать невозможно. Я беседовал с некоторыми опытными корреспондентами, работавшими в Белоруссии (в том числе, с корреспондентом "The Guardian" Ником Пейтоном Уолшем (Nick Paton Walsh)), и они говорят о наличии элемента страха, особенно у среднего поколения.
Есть и более общий вопрос, относящийся не к фактам, а к их толкованию. Могут ли существующие социальные и экономические достижения оправдать или компенсировать ограничения гражданских свобод, запугивания и нарушения прав человека, наличие которых в конце своей статьи справедливо признает Стил, являющийся серьезным и опытным корреспондентом? Здесь мы вместе с Джонатаном Стилом возвращаемся к нашему давнему спору. В 1977 году он опубликовал книгу о коммунистической Восточной Германии, которая называлась "Социализм с немецким лицом" ("Socialism with a German Face"). В этой книге он делал вывод, что "в целом, социально-экономическая система Восточной Германии является привлекательной моделью авторитарного государства всеобщего благоденствия, какими стали сегодня страны Восточной Европы". Тогда у меня возник вопрос, который я задаю и сегодня: привлекательной для кого? Для иностранного визитера, совершающего свой репортерско-идеологический вояж и могущего в любой момент уехать из этой страны? Или для людей, живущих там? Я думаю, что восточные немцы ответили на этот вопрос в 1989 году. Хотя многие из них с тех пор испытали горькое разочарование, они все равно не хотят возврата Берлинской стены.
Все, что я сегодня предлагаю, это то, что белорусы сами должны иметь возможность ответить на этот вопрос - безо всякого страха, в ходе свободных и честных выборов. Если в результате таких выборов они предпочтут вернуть себе старого проходимца, как это только что сделала треть украинских избирателей - что ж, это их выбор и их полное право. Но если вы считаете, что именно это произошло в Белоруссии (а по сообщениям "Би-Би-Си", более 150 сторонников оппозиции в Белоруссии были брошены в тюрьму), то у вас что-то не в порядке с головой.
Справедливо и важно давать людям с левыми убеждениями возможность критиковать двойные стандарты Запада, последствия неолиберальной шоковой терапии для человека, социальное неравенство и сегодняшнюю внешнюю политику США. Но это не должно превращать их в скользких апологетов застойных диктаторских пережитков советского социализма. Безусловно, левое демократическое крыло сегодня должно быть прежде всего обеспокоено судьбой мирных демонстрантов, подвергающихся избиениям в тюрьмах Лукашенко. Желать людям обрести возможность избирать собственную власть - это не правый консерватизм. Это просто правильное желание.
___________________________________________________________
Избранные сочинения Тимоти Гартона Эна на ИноСМИ.Ru
Белорусская реальность: подделка демократии или революционные надежды? ("The Guardian", Великобритания)