Российские ценные бумаги, поддерживаемые высокими ценами на нефть и притоком иностранных инвестиций, быстро набирают ценовой вес. В прошлом году индекс РТС повысился на 83 процента - это самый лучший показатель рынка ценных бумаг за 2005 год, за исключением стран Ближнего Востока. А к сегодняшнему дню этот индекс вырос с начала года еще на 33 процента.
Рыночный бум усилил и без того явные признаки богатства в российской столице. Там открылось представительство "Lamborghini". Увеличивается авиационный пассажиропоток. В Москву приехала торговая ярмарка, рассчитанная на покупателей с миллионным состоянием.
Но один человек вносит диссонанс в этот оптимизм и энтузиазм.
Руководитель Федеральной службы по финансовым рынкам Олег Вьюгин начал все чаще выступать с мрачными предупреждениями.
Недавно он заявил, что российский рынок демонстрирует некоторые "тревожные признаки", поскольку становится слишком дорогим в сравнении с другими развивающимися рынками, которые весь прошлый год были крайне привлекательны для иностранных инвесторов.
"Россия считалась привлекательным объектом для инвестирования средств, - сказал он, - это привело к подъему рынка. Но такой приток средств не будет длиться вечно".
Он отметил, что институциональные инвесторы уже скупили большую часть акций нефтяных, телекоммуникационных и торговых компаний. В будущем рост должен замедлиться.
Как подчеркнул Вьюгин, он не считает, что рынок ценных бумаг перегрет или переоценен относительно доходности компаний, разместивших на нем свои акции. По его мнению, проблема скорее заключается в непостоянстве огромного потока денежных средств, идущего от западных фондов, ориентированных на развивающиеся рынки.
По мнению Вьюгина, иностранные деньги могут так же легко уйти из страны, как они приходят сюда.
В прошлом году развивающиеся рынки разных стран - от Азии до Южной Америки - дали институциональным инвесторам очень хорошие прибыли, и Россия в их ряду была неоспоримым фаворитом. За первые три месяца этого года (по состоянию на 29 марта) инвесторы вложили в Россию более 3,4 миллиарда долларов из общей суммы инвестиций в развивающиеся рынки в размере 24,2 миллиарда долларов. Об этом сообщил управляющий расположенной в Кембридже (штат Массачусетс) аналитической компании Emerging Portfolio Fund Research Брэд Дарем (Brad P. Durham).
По его словам, долевой вес России в объемах инвестиций компаний, вкладывающих средства в развивающиеся рынки, увеличился с 4 процентов по состоянию на начало 2005 года до 6,6 процента в конце того же года. Это является показателем роста интереса к России в сравнении с прочими рынками.
53-летний Вьюгин - сухощавый, в очках, с непокорной седой шевелюрой, носящий однообразные темные костюмы, похоже, наслаждается своей ролью затворника и пессимиста в обстановке всеобщего процветания и показного великолепия.
Аналитики высоко ценят его экономическое чутье и сдержанные манеры. Они воспринимают прошлое Вьюгина, математика советской школы, как свидетельство интеллектуальной строгости. По их словам, в городе скандалов, интриг и баснословных состояний, порой возникающих буквально за ночь, где вооруженные люди в масках периодически производят захваты компаний, нужен такой руководитель по регулированию рынка, который, по собственному признанию, редко куда-то выходит из собственной квартиры, кроме как на работу.
"У него есть научный опыт, а люди это ценят, - говорит Антон Строченовский, экономист из банка "Тройка Диалог", где Вьюгин в 90-е годы работал банкиром. - Он очень рассудительный человек с основательными взглядами".
Как говорит Вьюгин и аналитики-экономисты, Россия в этом году преодолела незаметный, но важный рубеж. В течение шести лет после кризиса 1998 года отношение рыночной цены акций российских компаний к прибыли по ним было ниже, чем в большинстве стран с развивающейся экономикой.
Сейчас же, по прогнозам и расчетам компании Дарема, этот ценовой показатель может составить 13,3, в то время как средний показатель для развивающихся рынков равен 12,3.
По сообщениям московской инвестиционной компании Hermitage Capital, разместившей часть своих средств в "Газпроме", отношение рыночной цены акций этой компании к прибыли по ним выше, чем у Exxon Mobil.
"Российский рынок был похож на бразильский, где ценовые показатели на рынке акций были ниже среднего, - говорит Дарем, - теперь ситуация изменилась". Россия не является больше дешевой страной.
Крис Уифер (Chris Weafer), главный аналитик "Альфа-Банка", сказал по этому поводу: "Конечно, здесь налицо фактор воздействия иностранных инвестиционных средств на ситуацию в категории стран развивающегося рынка, включающей Бразилию, Россию, Индию и Китай. Но это деньги такого рода, которые могут начать уходить из России, если она станет слишком дорогой страной, или если там возникнут проблемы".
Однако экономист из московского "МДМ-Банка" Питер Вестин (Peter Westin) говорит о том, что цена акций российских компаний не выглядит завышенной в сравнении с индийскими или китайскими компаниями. "Возможно, мы вступаем в эту полосу, но полностью туда мы еще не вошли", - заявил он.
Глава Федеральной службы финансовых рынков Олег Вьюгин говорит, что пока цены на нефть и учетные ставки в США работают в пользу России. По словам Вьюгина, его предупреждения адресованы лишь новым частным инвесторам, вкладывающим деньги в Россию, поскольку они рискуют начать покупку акций на пике их рыночных цен. Он на какое-то время переходит на английский, чтобы напомнить о предупреждении Алана Гринспена (Alan Greenspan) (бывший руководитель Федеральной резервной системы США - прим. перев.) относительно " нерационально быстрого роста".
Затем он с грустью признает, что его предупреждения вряд ли возымеют действие. "Я не могу учить брокеров тому, что рынок развивается чрезмерно высокими темпами, - говорит Вьюгин. - Надеюсь, что они знают это лучше, чем мы".