Наверное, такого высокого уровня сотрудничества России с Америкой не было со времен второй мировой войны. В течение нескольких недель после событий 11 сентября 2001 года президент Владимир Путин предложил масштабную помощь американским войскам в их действиях в Афганистане, включая поддержку в получении военных баз на территории среднеазиатских стран.
Администрация Буша, в свою очередь, возлагала большие надежды на дальнейшее сотрудничество с Россией: на укрепление связей со странами, находящимися в сфере влияния Москвы, на пресечение ядерных амбиций Ирана и Северной Кореи, на гарантии поставок энергоресурсов и на многое другое.
А сегодня, когда важнейшее значение приобретает содействие России в иранском вопросе, заявления Путина звучат как давно забытые речи старого времени. И надежды Америки угасают.
После того, как Россия поверила в собственные способности идти своим путем, государственный секретарь Кондолиза Райс (Condoleezza Rice) и вице-президент Дик Чейни (Dick Cheney) проводят крупную переоценку вариантов ответных действий. На встречах с экспертами со стороны они начали задавать вопросы о том, чего американская администрация может ожидать от Кремля и что она может сделать для изменения поведения России.
Похоже, что ответ на два этих вопроса звучит одинаково: почти ничего. Россия вновь стала уверенной в себе страной.
Самые последние жалобы в адрес России состоят в том, что она заблокировала решительные действия Совета Безопасности Организации Объединенных Наций против Ирана и повернулась лицом к организации ХАМАС, в то время как большая часть Запада повернулась к ней спиной.
Кроме того, ушли в прошлое те времена, когда Соединенным Штатам давали зеленый свет на любые начинания на территории бывшей советской империи. Правительство Путина работает со среднеазиатскими странами над тем, чтобы выдавить оттуда американские войска. Оно ввело новые ограничения на западные инвестиции в российский энергетический сектор. Но что еще хуже, оно использует газовый вентиль на своих трубопроводах в качестве кнута и пряника, одаривая союзников (таких как Белоруссия) и наказывая менее послушные страны (такие как Украина).
Высокопоставленные помощники президента Буша приходят в ужас, когда задумываются о том, что может сделать президент Путин во время проведения в июле в Санкт-Петербурге саммита ведущих промышленных государств. Он может превратить его в яркую демонстрацию новой решимости России преследовать собственные интересы - нравится это гостям или нет. Он уже выразил свое разочарование в связи с теми усилиями, которые предпринимают США и другие страны под их руководством в ущерб интересам безопасности России, а также в целях недопущения ее вступления во Всемирную Торговую Организацию.
"Они знают, что это не те отношения с Россией, которые им нужны", - говорит бывший высокопоставленный политик в администрации Клинтона и специалист по России Стивен Сестанович (Stephen Sestanovich). Работая сегодня в Совете по международным отношениям, Сестанович участвовал во встречах с Райс и Чейни. Он и другие участники таких встреч сообщают о том, что у администрации нет уверенности в дальнейших действиях.
"Хотя существуют какие-то остатки хороших личных взаимоотношений между Путиным и Бушем, они не считают это важным элементом, - сказал Сестанович. - Они надеются на какое-то сотрудничество России в иранском вопросе, в борьбе с терроризмом и, возможно, в энергетической сфере. Но других перспектив они не наблюдают".
Наверное, самую эмоциональную реакцию, нанесшую ущерб взаимоотношениям, вызвали жесткие действия Путина против инакомыслия, арест крупного промышленника и ограничения на деятельность политических партий и средств массовой информации. Соединенные Штаты усматривают в этом сползание к авторитаризму; Путин же называет такие шаги исправлением ситуации, которая сложилась во времена разграбления страны и коррупции при его предшественнике Борисе Ельцине.
Райс и Буш подчеркивают, что они не отказываются от своих надежд на Россию. Вопреки заявлениям некоторых жестких критиков, они не будут пытаться изгнать ее из "Группы восьми" или отказывать ей в сотрудничестве с НАТО.
Однако многие представители администрации говорят, что больше не ждут от Москвы активного сотрудничества и партнерства по таким проблемам, как Ближний Восток. Самое большее, на что они надеются, это убедить Россию не препятствовать реализации американских целей.
В прошлом месяце в докладе Совета по международным отношениям были отвергнуты призывы изгнать Россию из "Большой восьмерки", и в то же время, поддержаны усилия противостоять России в вопросах энергетики, демократии и ее помощи авторитарным режимам соседних стран.
В администрации рассматривается также идея ослабления значения санкт-петербургского саммита путем проведения отдельной встречи семи стран, составлявших "Большую семерку" до вступления туда в 90-е годы России. Буш может встретиться с диссидентами или посетить одну из демократических стран на российской периферии. Именно так он поступил в прошлом году, совершив поездки в Латвию и Грузию, что вызвало негодование у русских.
Но американцам придется признать, что сегодняшняя позиция России имеет прочные корни, относящиеся к ее национальному самосознанию, интересам и судьбе, которые дают новые всходы после долгих лет унижения.
В 90-е годы Россия не противостояла Соединенным Штатам - в основном, из-за того, что не могла этого сделать. После холодной войны она ослабла физически и экономически. Однако с 1999 года ее экономика выросла на две трети, чему содействовал 50-процентный рост добычи нефти и глобальное повышение цен на нее.
Вместе с новой экономической мощью пришло сильное ощущение того, что Россия не должна тихо сидеть и молча соглашаться со всеми действиями Запада, как это происходило во время войны НАТО в Косово. Тогда Ельцин высказал свои возражения, но войну остановить не смог.
Даже после терактов 11 сентября Путин посчитал, что Россия не может противостоять решимости Буша переписать правила противоракетной обороны. Но когда в 2003 году началась война в Ираке, он смог выступить против нее - и сделал это. Россия вместе с Францией и Германией демонстративно осталась в стороне.
"Россия восстанавливается после двух десятилетий упадка, она вновь создает сильное централизованное государство, делая это таким путем, который будущие историки могут назвать неизбежным", - заявил профессор политологии Джорджтаунского университета Тейн Густафсон (Thane Gustafson). По его словам, решения России о восстановлении контроля государства над энергетикой, а также использование ею своих богатств для отстаивания традиционных интересов безопасности были, видимо, также неизбежны. "Все, что есть у русских, - сказал он, - это энергоресурсы".
Однако энергоресурсы могут стать палкой о двух концах. Многие эксперты заявляют, что поведение России в большей степени определяется не давлением со стороны Запада, а внутренними тенденциями и ситуацией в энергетической сфере. Специалисты из консалтинговой компании "Cambridge Energy Research Associates" в прошлом месяце заявили, что легкий этап модернизации российской нефтяной промышленности подошел к концу, и что дальнейшее наращивание производства будет теперь зависеть от готовности России ослабить свой бюрократический контроль над данным сектором и принять западные инвестиции.
Редактор журнала "The National Interest" и старший научный сотрудник Никсоновского центра Николас Гвоздев (Nikolas K. Gvosdev) говорит, что окончание президентских сроков Буша и Путина оказывает определенное влияние на тон взаимоотношений, однако происходит также и нечто более фундаментальное.
"Разочарование американской администрации в отношении Москвы сталкивается с обратной реакцией России. Там все больше растет ощущение, что Соединенные Штаты просто зациклены на том, как бы не дать России оказывать свое влияние на мир, - говорит он. - Мы у себя в Америке просто никогда не думали, что Россия сможет встать на ноги и начнет влиять на происходящие события".
___________________________________________________________
Теневая империя России ("The Washington Post", США)