Москва (AP). Подразумевалось, что это станет разоблачением секретной исследовательской лаборатории на бывшем объекте КГБ, где проводятся научные тесты потенциальных кандидатов в наследники Владимира Путина.
Сообщение в ежедневной газете "Московский Комсомолец" оказалось первоапрельской шуткой, но не совсем натянутой. За 2 года до того, как, согласно Конституции РФ, Путин должен будет оставить свой президентский пост, два возможных кандидата проходят напряженные испытания в контролируемых государством системах.
Путин не проявляет никаких признаков того, что собирается оставить выбор следующего президента на волю случая. Он лично говорил, что найдет предпочтительного наследника для управления Россией после 2008 года. Сейчас такие поиски идут, и на этой сцене в свете рамп оказались двое верных Путину людей: его давний министр обороны Сергей Иванов и его бывший глава администрации Дмитрий Медведев.
Оба были назначены заместителями премьер-министра в ходе перетряски кабинета в ноябре прошлого года, которая прозвучала, как выстрел стартового пистолета в гонке за благосклонный кивок Кремля.
Проблема: ни один из них даже близко не приближается к той популярности, которую имеет Путин.
"Рейтинги одобрения Путина - не пирог, который он может просто разрезать и разделить", - сказала политолог Лилия Шевцова из московского Центра Карнеги.
Одного взгляда не телеэкран достаточно, чтобы понять, что Кремль пытается изменить эту ситуацию. В последние недели Медведев и Иванов очень заметны во время почти ежечасных новостных передач, где прежде доминировал один Путин.
Президентские амбиции, вероятно, есть у них обоих; представляется, что они частенько пробуют себя на роль Путина. Их задача на телевидении в основном заключается в том, чтобы бездумно копировать президента, чьи тщательно срежиссированные действия призваны создавать имидж царственной личности, которая практически стоит над критикой, тогда как вина за ошибки всегда возлагается на чиновников более низкого уровня. Путин, с пристрастием допрашивающий нервничающих членов кабинета министров о недостатках, Путин, раздающий награды пожилым ветеранам войн, Путин, мчащийся на лыжах вниз по горным склонам - все это стало главным элементом новостных программ на трех главных контролируемых государством телеканалах.
Бывшему главе президентской администрации Медведеву создать такой же имидж будет непросто. Начнем с того, что у этого 40-летнего юриста из Санкт-Петербурга не слишком подходящая внешность: двойной подбородок, круглое детское лицо с большими глазами, в которых часто проскальзывает страх или грусть. Естественно, ему придется сильно постараться, чтобы выглядеть таким же непоколебимым и уверенным в себе, как Путин.
"Он производит впечатление слабой, нерешительной личности", - сказала репортеру "Независимой Газеты" политический обозреватель Ольга Крыштановская.
У министра обороны Иванова это получается лучше, потому что "он работает в том же стиле, что и Путин", говорит она.
Иванов и Путин, обоим по 53 года, являются близкими союзниками и бывшими коллегами по КГБ. Министр обороны с 2001 года, Иванов более привычен к телекамерам, чем Медведев - и в последнее время его прическа смотрится лучше ухоженной. И все-таки он нередко бывает деревянным и неуклюжим, готовым угодить, но не уверенным, как это сделать.
Старший аналитик социологического Центра Левады Леонид Седов считает, что Кремль в данное время ставит на Медведева, которого Путин в ходе ноябрьской перетряски назначил первым заместителем премьер-министра - чуточку выше, чем Иванова.
"Он не внушает отвращения, он не противен, а поэтому я думаю, что после того, как над ним поработают политтехнологи, он станет более респектабельным и более приемлемым для народа", - сказал он.
Уже сегодня, как сказал Седов, старания телевизионщиков, кажется, дали результат: в ходе мартовского опроса общественного мнения 6% опрошенных назвали Медведева тем политиком, которому они доверяют - увеличение на 2-3% после телевизионного блица. Иванов получил 11% голосов, что является увеличением по сравнению с 10%, полученными за 2 месяца до того, и с одноразрядными цифрами, которые он имел в прошлом году.
Эти цифры невелики, но такими же были и рейтинги Путина за какие-то месяцы до того, как в последний день 1999 года Борис Ельцин передал ему президентские полномочия.
Телевидение - "самый могущественный из ресурсов" и оно помогло сделать президента из прежде никому не известного Путина, который спустя несколько месяцев был легко избран, но, вполне возможно, что телевидение не сумеет обеспечить решительный перевес голосов, сказала Шевцова. Она отметила, что популярность Путина базируется на его жестком курсе в отношении чеченских повстанцев после целой серии смертоносных взрывов.
Тем не менее, Шевцова считает, что, если Кремль станет выступать единым фронтом, то, вполне возможно, сумеет добиться избрания своего кандидата в 2008 году.
И этим кандидатом может оказаться не Медведев и не Иванов. Некоторые аналитики прогнозируют, что Путин ближе к выборам назначит нового фаворита.
Мирная передача власти путем выборов станет первой в постсоветской России, но есть такие, кому хотелось бы сохранить Путина во власти и после двух сроков подряд.
Это заставляет некоторых подозревать, что у Кремля имеется резервный кандидат - сам Путин, несмотря на его упорные заверения, что он не хочет менять Конституцию РФ.