Если американский президент попадает в трудное положение, мало никому не покажется! Стремясь удержать стремительно падающие рейтинги и отвлечь внимание от хаоса в Ираке, Джордж Буш решил 'разобраться' с иранской ядерной программой. По крайней мере, именно это утверждает Сеймур Херш (Seymour Hersh) в статье, опубликованной в 'New Yorker': по его словам, г-н Буш всерьез подумывает о нанесении ударов с использованием бетонобойных ядерных боеприпасов по иранским атомным объектам в Натанзе и Исфахане, где осуществляется обогащение урана.
Кто-то может назвать эти утверждения обычной журналистской гиперболой, однако существует масса косвенных данных, указывающих на то, что администрация Буша активизирует разработку планов нанесения авиаударов по Ирану и одновременно пытается осуществить 'смену режима' в этой стране, надеясь таким образом выпутаться из клубка внутри- и внешнеполитических затруднений. Во-первых, из самой администрации потоком идут 'утечки' на эту тему. Во-вторых, уже началась обработка американской общественности, приучающая ее к мысли о новой войне - так, иранского лидера Махмуда Ахмадинежада чуть ли не каждый день сравнивают с Саддамом Хуссейном, а то и с Гитлером.
Если Херш прав, и Вашингтон уже отказался от дипломатического решения проблемы, остается надеяться, что Британия не повторит ту же ошибку, что она допустила в Ираке, и не присоединится к американцам из ложно понятой союзнической лояльности, поскольку, как справедливо отметил вчера Джек Стро [Jack Straw - министр иностранных дел Великобритании - прим. перев.], 'идея о ядерном ударе по Ирану - чистое безумие'. Жаль, что он не продолжил эту мысль, назвав 'безумием' любой удар по Ирану - хоть ядерный, хоть неядерный. Одна из причин этого в том, что удары по Ирану ни один из жителей этой страны не воспримет с сочувствием. Нравится нам это или нет, но реализация права на развитие ядерных технологий - идея, объединяющая всех иранцев. По этому вопросу мнения либералов и самых догматичных сторонников исламской теократии не расходятся ни на йоту.
Так что единственным результатом таких ударов станет всеобщая ярость и возмущение в адрес американцев и их союзников, в связи с чем возникает второй вопрос - в какой форме Тегеран предпочтет отомстить. Было бы 'чистым безумием' (пользуясь выражением г-на Стро) ставить на одну доску дышащий на ладан, обветшавший саддамовский режим и иранское государство, полагая, что последнее от первого же толчка рухнет как карточный домик. Иран богаче, сильнее, и монолитнее Ирака. Кроме того, в своем регионе у него немало возможностей действовать чужими руками - например, руками шиитов на юге Ирака или военизированных структур организации 'Хезболла', обосновавшейся в южном Ливане. Израиль в состоянии позаботиться о безопасности своей границы с Ливаном, но как Британия сможет защитить своих солдат в Ираке, если сплоченный Иран решит именно на них обрушить свою месть.
Сторонники военных авантюр в Иране, конечно, тут же назовут своих оппонентов наивными пацифистами, которые умеют только критиковать других, не предлагая ничего взамен. Но такие предложения есть - и куда более целесообразные. Бряцание оружием в Тегеране и Вашингтоне настолько поглотило наше внимание, что мы чуть не позабыли одну вещь: Иран в принципе никогда не отвергал международную инспекцию своих ядерных объектов и не отказывался от своих обязательств по Договору о нераспространении ядерного оружия.
Невоенным способом проблему можно было бы решить так: ООН отказывается от требования о замораживании иранской ядерной программы, и вместо этого требует от Тегерана доказательств, что он не намерен создавать ядерное оружие.
Если Тегеран, как он утверждает, заинтересован лишь в росте производства электроэнергии, у него нет причин возражать против возобновления инспекций Международного агентства по атомной энергии (МАГАТЕ), прекращенных в феврале этого года.
Таков один из вариантов решения иранской головоломки: именно поэтому предстоящий визит в Тегеран главы МАГАТЭ Мухаммеда эль-Барадеи (Mohammed ElBaradei), цель которого как раз и состоит в том, чтобы добиться подобных уступок, заслуживает всяческого одобрения. Если г-ну эль-Барадеи удастся достичь такого компромисса, всем здравомыслящим людям следует поддержать этот вариант. Убедит ли это г-на Буша, который отчаянно ищет выход из внутриполитического тупика, отказаться от своих планов - вопрос другой.