В недалеком будущем посол США в Багдаде Залмай Хализад (Zalmay Khalilzad) должен встретиться с иранскими дипломатами, чтобы обсудить вопрос об обеспечении стабильности в Ираке. При этом г-н Хализад будет тщательно избегать дискуссий по другой проблеме, которая, в долгосрочном плане, больше всего угрожает миру на Ближнем Востоке - речь идет о подозрениях, что иранская ядерная программа носит военный характер.
Со стороны Вашингтона эта встреча - разумный, хоть и запоздалый шаг по привлечению Ирана к сотрудничеству по иракской проблеме: без такого сотрудничества шансы погасить разгорающуюся меконфессиональную вражду в этой стране равны нулю. Вряд ли стоит сомневаться в том, что некоторые шиитские вооруженные формирования в Ираке получают помощь от Тегерана. Не подлежит сомнению и другое: игра, которую ведет Иран, не ограничивается пределами многострадальной соседней страны.
Десять дней назад США и четверо других постоянных членов Совета безопасности ООН приняли совместное заявление, призывающее Иран приостановить все работы по обогащению урана. Из-за возражений России и Китая в заявлении ничего не говорится о том, какие последствия ожидают Тегеран, если он не сделает этого в отведенный тридцатидневный срок. Меньше чем через сутки Иран отверг предъявленное требование.
Следующий дипломатический шаг по этому вопросу будет выглядеть так: Вашингтон и его союзники в Совете Безопасности - Британия и Франция - начнут 'проталкивать' резолюцию с угрозой ввести против Ирана экономические санкции. Однако, если им не удастся убедить Россию и Китай (который следует в фарватере Москвы) поддержать эту угрозу, подобный демарш вряд ли даст какой-нибудь результат.
В марте из ооновских дипломатических кругов просочилась информация о британском плане - предложить Тегерану кое-какие стимулы, например, прямые переговоры и возможную помощь в осуществлении мирной ядерной программы, чтобы побудить его отказаться от обогащения урана. Эти предложения должны были стать элементами более масштабного 'пакета' мер, направленных на то, чтобы Иран прекратил игнорировать мнение международного сообщества. Тогда допущенная утечка погубила эту инициативу на корню, но к ней необходимо вернуться.
Конечно, существует вероятность, что даже это не убедит Россию поддержать резолюцию, делающую акцент на угрозе санкций. В этом случае США и их союзники, вероятно, создадут 'коалицию добровольцев', чтобы оказывать на Иран давление за пределами ООН. Однако Иран, несомненно, выдержит любые санкции - даже поддержанные европейцами - если к ним не присоединятся Россия и Китай.
В то же время, раз уж Вашингтон решительно отвергает любую возможность переговоров с Ираном по всем вопросам, кроме иракского, ему следует куда активнее искать способы заручиться поддержкой России. Возможно, конечно, что Россия на такое сотрудничество не пойдет. Возможно также, что решить иранскую проблему дипломатическим путем вообще не удастся. Однако на фоне растущего числа утечек - последней из них стала статья, опубликованная недавно в 'New Yorker' - о планах администрации Буша нанести военные удары по Ирану, необходимо задействовать все возможные дипломатические средства решения проблемы, иначе вероятность прямого конфликта резко возрастет. А такой конфликт поставит под угрозу все имеющиеся у Америки шансы восстановить стабильность в Ираке.