Британские банки, финансовые советники и строительные компании намерены получить сотни миллионов фунтов стерлингов в рамках многомиллиардной программы перестройки пришедшей в упадок российской инфраструктуры, которая называется Public Private Partnership (реализация государственных проектов с привлечением частного капитала - прим. перев.).
Кремль уже обратился к строительным компаниям "Balfour Beatty" и "Jarvis" с вопросом о том, смогут ли они представить свои коммерческие предложения консультационной аудиторской фирме "Ernst & Young", которая была выбрана для проведения первого аукциона по программе Public Private Partnership. Речь идет о контракте на 8 миллиардов фунтов стерлингов по строительству высокоскоростной автомагистрали между Москвой и Санкт-Петербургом.
Только на этот год намечено рассмотреть около 20 похожих контрактов, общая стоимость которых может превысить 50 миллиардов фунтов стерлингов. Это самая крупная в мире программа партнерства государства с частными компаниями.
Британские фирмы являются фаворитами в большей части сделок, поскольку они обладают самым богатым опытом в деле реализации подобных программ партнерства, впервые разработанных правительством Джона Мейджора (John Major) в начале 90-х годов.
Партнер "Ernst & Young" Евгений Сидоренко сказал по этому поводу: "Это самая крупная сделка такого рода в мире".
На будущий год предусмотрены и другие транспортные проекты: кольцевая дорога вокруг Москвы, портовые терминалы в Санкт-Петербурге, Новороссийске и Мурманске, а также платная дорога за пределами Санкт-Петербурга. Министерство транспорта на будущий год наметило 12 проектов и хочет провести тендеры по всем этим проектам в течение трех ближайших месяцев.
Президент Путин заявил, что в оставшиеся два года своего президентства хочет использовать часть огромных поступлений от продажи нефти на перестройку дорог, портов, системы энергоснабжения и прочих объектов инфраструктуры. Значительная часть существующей инфраструктуры находится на грани разрушения после десятилетий эксплуатации в эпоху Советского Союза в условиях недофинансирования.
Правительство для реализации этих планов хочет использовать партнерства между государственными организациями и частными фирмами. В прошлом году был принят специальный закон о таком партнерстве. А заместитель министра транспорта Александр Мушарин в связи с этим заявил: Одна из наших главных целей - это развитие партнерства между государством и частными фирмами".
Правительство хочет воспользоваться такими программами партнерства и для развития нефтяной и газовой экспортной сети, которая действует сегодня на пределе возможностей. Новые терминалы в Новороссийске и Мурманске помогут увеличить экспорт нефти. На это же направлен и проект модернизации железнодорожного парка страны. Правительство планирует использовать партнерские программы государства и частных компаний для финансирования прокладки нефтепровода из Сибири на тихоокеанское побережье стоимостью 4 миллиарда фунтов стерлингов, а также для строительства гидроэлектростанции в Сибири.
На прошедшей недавно в Москве конференции иностранные инвесторы выразили осторожную поддержку этой амбициозной программе, однако предупредили, что в таком деле не следует слишком спешить и строить излишне оптимистичные прогнозы.
Старший менеджер компании KPMG Александр Ерофеев заявил: "Партнерства между государством и частными компаниями могут потерпеть крупную неудачу даже на прозрачных рынках таких развитых стран, как Великобритания. Правительству следует осторожно и правильно подходить к реализации подобных программ, если оно не хочет получить такую ситуацию, которая сложилась со строительством туннеля под Ла-Маншем или со стадионом "Уэмбли"".