Что бы ни говорили высоколобые эксперты о независимости 'менеджеров- профессионалов' 'Газпрома' от 'политики' Кремля и желании последнего отделить мух от котлет, из далекой Беларуси последние заявления Алексея Миллера выглядят иначе. Как предъявление режиму Лукашенко счета за оказанную Москвой поддержку.
Накануне президентских выборов, белорусские государственные мужи неоднократно подчеркивали, что этот календарный отрезок не надо рассматривать как некое рубежное историческое событие. Мол, при таком высоком рейтинге доверия населения к власти электоральный процесс - всего лишь формальное мероприятие. Быстренько проголосовав за кого надо, страна продолжит магистральное шествие по начертанным президентом маршрутам. Однако вполне вероятно, что холодная весна 2006-го уже забронировала себе место в новейшей белорусской истории как отправная точка трансформации нынешней общественно-политической системы во что-то новое.
Тому есть некоторые политические причины - усиление авторитарной сущности режима, чьи возможности маневра неуклонно сокращаются, новый виток конфронтации с Западом, смена поколений в оппозиции. Но гораздо более важными выглядят социально- экономические факторы - начало ломки белорусской хозяйственной модели, хрупкость которой может очень скоро продемонстрировать новая политика Кремля в отношении цен на голубое топливо.
Дело было так. 30 марта 2006 года после рождества Христова, пока все усилия властей были сфокусированы на том, как разоблачить козни вездесущих грузинских спецслужб, куда более болезненный удар был нанесен с Востока, к которому белорусский режим, как известно, повернут лицом. Стоило улечься страстям по поводу 'васильковой революции', а демонстрантам отправиться на нары зализывать отбитые почки, как российский газовый монополист предъявил Минску ультиматум, торжественно обещая увеличить тарифы на голубое топливо для Синеокой, как минимум, в три раза, если до 30 апреля Беларусь не согласится передать половину акций Белтрансгаза российской стороне.
О том, что неприятного контакта с российским холдингом не избежать, можно было догадаться давно. Напомним, что накануне нового 'избирательного года', в отличие от Украины, белорусы продемонстрировали удивительную сговорчивость, согласившись, наконец, создать совместное предприятие на базе ОАО 'Белтрансгаз' в обмен на низкие тарифы энергопоставок. Родной политпроп, сразу же благословил эту сделку века, похваляясь своим 'прагматизмом', и ерничая по поводу проблем 'оранжевых'.
Не успели чернила на заключенном пакте обсохнуть как, открывая очередную ветку 'трубы' в провинции, 'гарант' неожиданно поведал собравшемуся люду, что дешевых цен на газ в будущем не будет. Затем в правительственном лексиконе прописалась такая магическая цифра как 25 процентов - именно такую долю энергозатрат белорусского производства должны обеспечивать отечественные носители.
По мере приближения выборов все явственнее проступала энергетическая составляющая третьего срока княжения белорусского президента. Некоторые специалисты даже полагали, что пакет акций 'Белтрансгаза' будет скоропостижно продан 'Газпрому' сразу после выборов. На следующий день после голосования депутат Госдумы Российской Федерации Владимир Рыжков заявил: 'По нашей информации сегодня должна состояться передача 'Белтрансгаза' под контроль Газпрома'. Однако пока белорусская сторона явно медлит с принятием очень непопулярного решения.
Наконец, день газового судного дня пробил. Для нынешнего раунда белорусско-газпромовских консультаций характерны несколько моментов, дающих почву для занятных размышлений. Предыдущие проходили под канонаду официозных медиа. Те, то обвиняли 'Газпром' в предательстве братушек-славян и покушении на суверенитет в виде газового комплекса, то наоборот, хвалили его за желание этот суверенитет сохранить, видя в поставщике голубого топлива этакого гаранта тщетности дипломатических интервенций Евросоюза и ПАСЕ.
Примечательно, что дискуссия проходит на фоне отсутствия самого Лукашенко, который, естественно, ожидал тумака в запрещенное место, а потому на некоторое время спрятался, чтобы вдали от глаз недоброжелателей пережить болевой шок. Последние две недели он не появляется на публике, давая тем самым почву для многочисленных слухов и спекуляций. День единения народов Беларуси и России, который каждый год обставлялся в Минске как грандиозный праздник, не был никак отмечен. Путин и Лукашенко лишь обменялись дежурными поздравительными телеграммами.
Впрочем, вполне возможно, что желание дистанцироваться от аспектов переговорного процесса обусловлено тактическими причинами, чтобы потом 'повесить всех собак' на нерадивого министра, а самому вмешаться только для того, чтобы приписать себе некое компромиссное, сходное с украинским, соглашение.
Полемика вокруг голубого топлива проходит в атмосфере полной туманности и со стороны официальной прессы. Про ход переговоров последняя практически не пишет, разбирая полеты 'джинсовой революции', выясняя поражения либо умиляясь победам белорусских талантов на различных олимпиадах. Из обрывков интервью чиновников можно понять лишь то, что власти до сих пор не нашли единого способа публичной интерпретации конфликта. Из слов Александра Агеева, министра энергетики РБ, невозможно понять, то ли 'Беларусь заинтересована в эволюционном наращивании цен на газ, чтобы обеспечить устойчивое развитие экономики страны', то ли 'цена на газ для Беларуси, по сути, должна быть и ценой Союзного государства', т.е. привязанной к принципу ценоформирования на субсидируемом российском внутреннем рынке.
Наконец, белорусский официоз впервые дистанцируется от славянофильских заявлений в соседней России, авторы которых требуют 'не сдавать последнего союзника'. Это может говорить лишь о том, что на открытый конфликт с российским руководством Лукашенко в ближайшие недели не намерен идти даже при самом худшем сценарии. Если столкновение и произойдет, то только в период внутриполитического затишья, когда Запад временно потеряет интерес к Беларуси, а оппозиция выдохнется и уйдет в летнюю спячку.
Зато ужасы грядущего газового апокалипсиса с удовольствием смакует либеральная оппозиция. Днями главный астролог белорусских либералов, один из лидеров ОГП, Ярослав Романчук разродился прогнозом экономического развития страны в ближайшие годы. Согласно его спекулятивной оценке, растиражированной на всю страну 'Белгазетой', в 2007 году Беларусь ожидает резкое падение темпов роста ВВП до минусовых отметок, какой бы ни была экономическая политика правительства. В одном из сценариев, 'домашние хозяйства, столкнувшись с ростом цен на ЖКУ, уже не будут так рьяно поднимать тосты за стабильность, и желание перемен может выйти за рамки проходных заводов'. При этом либеральный идеолог забыл добавить, что эти самые 'домашние хозяйства' вряд ли будут поднимать тосты и за 'Газпром', и за российское руководство. За что и за кого они опрокинут чарку-другую внутри страны, сказать еще сложнее.
Олег НОВИКОВ - обозреватель газеты 'Наша нiва'
N60, вiвторок, 11 квiтня 2006
___________________________________________________
Свои вопросы главному редактору всеукраинской газеты 'День' Ларисе Ившиной вы можете задать здесь