Печные трубы на стенах некоторых панельных домов в Ереване напоминают о девяностых годах. На протяжении нескольких лет после распада Советского Союза батареи центрального отопления в домах оставались холодными, электроэнергию подавали лишь на несколько часов. Многие жители Еревана, чтобы хоть как-то согреться, устанавливали в то время небольшие печи прямо в квартирах. Рассказывают, что в качестве топлива служили в большинстве случаев деревья из парков армянской столицы.
С той поры минуло почти десять лет, но люди все еще помнят о тех временах, - а проблемы с энергией у армян все еще остаются, даже если энергоснабжение надежное: Армения находится почти в полной зависимости от России. Если верить сообщениям российских и армянских средств массовой информации, то соглашение между Арменией и российским монополистом "Газпромом", подписанное в конце прошлой недели, свело на нет попытки Еревана хоть как-то освободиться от этой зависимости с помощью Ирана. Армения была вынуждена согласиться с удвоением цены на российский газ до 110 долларов США за 1000 кубических метров. С тем, чтобы снизить резко увеличившуюся цену, Армения согласилась передать под контроль "Газпрома" некоторые важные проекты в энергетическом секторе - на величину стоимости таких приобретений будет снижена цена газа для армянских потребителей. Зато стабильная цена гарантирована до 2009 года.
"Газпром" покупает у Армении, во-первых, еще недостроенный 5 блок Разданской теплоэлектростанции, во-вторых, он должен якобы получить армянский участок находящегося на стадии строительства газопровода из соседнего Ирана. В результате этих сделок доля "Газпрома" в совместной армяно-российской компании "АрмРосГазпром", занимающейся снабжением газом, увеличивается с 45 до 75 процентов. В начале года члены армянского правительства решительно отвергали возможность продажи объектов "Газпрому".
Требование российского концерна о повышении цены, казалось, утвердило правительство в Ереване в намерении строить электростанцию и газопровод совместно с Ираном. С точки зрения "Газпрома" в этом заключалась большая опасность, чем возможная потеря небольшой доли на небольшом армянском рынке: продолжение ирано-армянского трубопровода, на который Россия была бы не способна оказывать влияния, могло бы в будущем не только открыть новые источники получения энергоносителей для Грузии и Украины, но и ослабить сильные позиции государственного российского концерна на западноевропейском рынке.
Еще за два дня до того, как стало известно о российско-армянском соглашении, министр иностранных дел Армении Вартан Осканян сказал после встречи с уполномоченным ЕС по Южному Кавказу Петером Земнеби (Peter Semneby), что энергетические проблемы Армении должны разрешаться в тесном сотрудничестве с ЕС и Соединенными Штатами. Но реально у Армении в краткосрочной перспективе существует выбор только между Ираном и Россией, поскольку границы с Азербайджаном и Турцией закрыты из-за конфликта, связанного с Нагорным Карабахом. Бои, которые шли до 1994 года в районе Азербайджана, заселенном армянами, уже сами по себе были серьезной причиной энергетического кризиса девяностых годов, поскольку Азербайджан с той поры заблокировал все пути снабжения, которые проходят в Армению через его территорию.
Конфликт усложняет также отношения с Западом: Турция является членом НАТО, поддерживаемый ею Азербайджан вызывает большой интерес американцев в связи с его запасами нефти. Переданный в прошлом году в эксплуатацию нефтепровод, ведущий из азербайджанской столицы Баку через Тбилиси в Джейхан в Турции, главным инициатором строительства которого была Америка, приносит Азербайджану громадные прибыли. Их значительную часть он использует для наращивания военных ассигнований, которые составляют в этом году 600 миллионов долларов США, или 60 процентов всего бюджета Армении. Президент Азербайджана Ильхам Алиев одновременно грозит вернуть Нагорный Карабах с применением военных средств, если проблему не удастся урегулировать путем переговоров.
Это привязывает Армению к России, поддержка которой способствовала военной победе армян из Нагорного Карабаха в войне в девяностые годы. Москва все еще содержит в Армении военные базы и перебрасывает туда значительную часть военной техники, которую вынуждена выводить из Грузии. Но в то же время в армянском обществе ширится критика в адрес России, которую в христианской стране традиционно считают с 19 столетия защитницей от исламских соседей. Причиной этого является прежде всего откровенное стремление России иметь через экономику также политический контроль над Арменией. Уже несколько лет назад в руки россиян перешли предприятия, имеющие ключевое значение. И оппозиция, и сторонники правительства в Ереване критикуют то обстоятельство, что эти предприятия в большинстве своем так и не работают до сегодняшнего дня. Настроения пока еще преимущественно пророссийские, однако атмосфера из-за газового спора ухудшилась настолько, что армянские коммунисты начали жаловаться на "антироссийскую истерию". Между тем соглашение выгодно не только для России, но и для правительства президента Кочаряна, ставку на которое делает и Кремль: когда в 2007 году в Армении будут избирать парламент, а в 2008 году - президента, цена на газ будет оставаться стабильной, и армяне должны не бояться, что в домах у них снова будет холодно.