Луна снова стала предметом интереса мировой космонавтики. Американцы, россияне, а также китайцы собираются уже в скором времени отправить туда пилотируемые корабли. Рассматривается также вопрос о строительстве военных баз.
По мнению российского Федерального космического агентства "Роскосмос", пилотируемые полеты могут стать возможными, начиная с 2015 года. Николай Севастьянов, руководитель ракетно-космической корпорации РКК "Энергия", рассматривает возможность посадки на Луне даже в 2012 году. На несколько лет раньше, чем это предусматривается планами США.
Если повторится соревнование, имевшее место в шестидесятые годы, то российско-американская дуэль может превратиться в состязание за космос трех стран, поскольку есть свои амбиции и у китайцев. Руководитель китайской программы по изучению Луны еще четыре года назад требовал, чтобы Китай создал свою базу на Луне до 2010 года, "точно так же, как это мы сделали на Северном и Южном полюсах Земли".
Китай, кстати, только что приступил к осуществлению своей собственной программы развития пилотируемой космонавтики и очень быстро наверстывает отставание. Как пишет российский эксперт по космосу Андрей Ваганов, - с помощью советско-российской техники, которую китайцы модифицируют, а также технологий из США. В настоящее время в США работают 3200 китайских компаний, ставящие перед собой задачу сбора технологической информации, цитирует он источник из ФБР. По его словам, китайцы, вооруженные новой информацией, способны завершить технические разработки, на которые обычно уходят десять лет, в течение двух-трех лет.
Соревнование за создание военной базы на Луне может, по мнению Ваганова, стать "определенным фактором в мировой политике". Луна обладает единственным в своем роде военным потенциалом. "Она - идеальное место для наблюдений, Земля - идеальная цель", - считает российский автор.
Более того, некоторые российские эксперты интересуются сырьевыми ресурсами спутника Земли. Севастьянов из РКК "Энергия" предлагает добывать на Луне тяжелый водород и гелий-3, доставлять их на Землю и использовать в будущем для экологически чистых электростанций, работающих на ядерном синтезе. Запасов, имеющихся на спутнике, хватит для покрытия "земных потребностей" на тысячи лет.
Глава РКК "Энергия", где была построена космическая станция "Союз", представил недавно новую концепцию полетов на Луну. Основой транспортной системы должна стать имеющаяся техника: строящиеся серийно ракеты, двигатели и космические корабли, уже доказавшие свою надежность, сообщил Севастьянов на веб-сайте своего предприятия. Российский отсек "МКС" может служить в качестве монтажной площадки.
По мнению заместителя главы НПО имени Лавочкина Роальда Кремнева, специализирующегося на производстве космической техники, можно будет снова возобновить программу исследований Луны, отложенную Советским Союзом в шестидесятые годы после ряда неудач и посадки американцев на Луну. Последние три десятилетия, по словам Кремнева, "мы поддерживали научно-технические разработки по этой тематике на современном уровне ". У предприятия, разработавшего легендарный "Луноход", беспилотное транспортное средство для Луны, "есть серьезный задел в этой области". "Если будет принято решение восстановить лунную программу, предприятию потребуется год на создание эскизного проекта нового "Лунохода" и еще 2-3 года - на строительство аппарата", - сказал он. Для строительства поселка Кремнев предлагает международное сотрудничество.
Высокому полету мешает житейская проза. Так, недофинансирование космических исследований составляло в 2001-2005 годах 26 процентов от всего бюджета. Реализация новой программы начинается с 2006 года, срок ее завершения - 2015 год. "Лунных" планов в программе нет, их еще нужно включить в нее после решения, которое должно быть принято на политическом уровне.