Конгресс, указывая на отход до демократии в России и ее мягкость по отношению к Ирану, не хочет устанавливать тесные отношения с Кремлем
После многих лет трудных переговоров Россия и США приближаются к подписанию соглашения, после которого может быть пройдено одно из самых серьезных препятствий, стоящих на пути присоединения Москвы ко Всемирной торговой организации.
Обе стороны надеются достичь компромисса к середине года. Правда, когда все бумаги будут подписаны делегациями, останется невыполненной еще более серьезная задача: убедить сделать то же самое Конгресс, в последнее время проявляющий все больше скептицизма по этому поводу.
Президент Буш уже давно обещает России поддержку в присоединении к ВТО с целью облегчить интеграцию этой страны в мировую экономику. Однако депутаты Конгресса в последние годы к перспективе подписания торгового соглашения с Москвой относятся все прохладнее. В последние годы пребывания Буша у власти условия для этого могут стать еще менее благоприятными, особенно если этой осенью контроль над какой-либо из палат парламента перейдет к его политическим противникам.
Сегодня политики, представляющие самые разные части вашингтонского политического спектра, больше думают о внутренней ситуации - ведь и общественность одолевает беспокойство по поводу дальнейшего открытия своей страны для мировой экономики, принимающей все более интегрированный характер. Месяц назад депутаты попортили Бушу немало крови, когда стоял вопрос о покупке нескольких портов США правительством Дубаи.
Такая же ситуация и с президентом России Владимиром Путиным. В последние годы, после всех попыток Путина приостановить развитие демократических институтов и давить на частный бизнес и иностранных инвесторов, возвышая при этом крупные государственные компании, на отношения с ним и на Капитолийском холме, и в Белом доме стали смотреть гораздо более скептически. А когда Москва выказала явное нежелание внять призывам США и принять жесткие меры против ядерной программы Ирана, стали возникать вопросы, а действительно ли Кремль можно считать надежным партнером для Белого дома?
На этом фоне обсуждение торгового договора с Россией, в рамках которого на повестку дня уже выносятся такие основополагающие вопросы, как доступ финансовых институтов США на российский рынок и защита интеллектуальной собственности, вполне может перерасти в спор по более широкой проблематике.
- Это будет испытание не только отношений США с Россией, но и отношений всего развитого мира с Россией, - полагает Койт Блэкер (Coit "Chip" Blacker), в правительстве Клинтона считавшийся одним из самых крупных экспертов по России. - По некоторым основополагающим проблемам путь, которым движется Россия, вызывает глубокое беспокойство.
Если предположить, что правительственным делегациям удастся достичь согласия по всем спорным вопросам, то формально перед американскими депутатами будет поставлен не вопрос о том, согласны ли они собственно со вступлением России в ВТО, а с тем, готовы ли они отменить экономические ограничения, введенные еще во времена 'Холодной войны' в соответствии с так называемыми поправками Джексона-Вэника (в тексте Jackson-Vanik amendments - прим. перев.), и уже на постоянной основе установить с Россией нормальные торговые отношения. На практике же совершенно ясно, что голосование по этому вопросу станет своеобразным референдумом об отношении к Москве, поскольку, если Россия не установит нормальные торговые отношения с США, ей не видать тех немалых выгод, которые она приобретет от вступления в ВТО.
На этой неделе в Москве - в основном как раз для обсуждения вопросов по ВТО - побывал лидер сенатского большинства Билл Фрист (Bill Frist, Республиканская партия, штат Теннеси). По его словам, любое обсуждение соглашения по ВТО выйдет далеко за пределы экономики. От того, насколько Россия будет готова к сотрудничеству по иранскому вопросу и к тому, чтобы остановить свои антидемократические шаги, 'будет зависеть то, как Конгресс отнесется к предложению отменить действующие ограничения по поправке Джексона-Вэника', - заявил он.
Услышав такое, Москва поднялась на дыбы. Путин болезненно относится к критике относительно состояния демократии в России и уже не один месяц указывает, что обсуждение вступления России в ВТО недопустимо затягивается. Российская сторона обвиняет Вашингтон в политизации переговоров и подчеркивает, что на вступление в ВТО Украины, у которой немало таких же, как и у России, проблем по торговым вопросам, но где у власти стоит пользующееся в Вашингтоне немалой поддержкой прозападное правительство, США в начале этого года согласились очень быстро. Американская сторона отрицает, что под нынешней задержкой есть какая-либо политическая подоплека.
Соединенные Штаты - последний крупный торговый партнер России, с которым у Москвы еще нет соглашения о ее вступлении в ВТО. После того, как Россия заключит со всеми заинтересованными сторонами двусторонние договоры, должен начаться финальный раунд многосторонних встреч, обычно занимающий шесть месяцев.
В последнее время Россия, по заявлениям ее представителей, открыто уходит в жесткую оборону.
- ВТО - не самоцель для нас, - заявил вчера в интервью российским информационным агентствам спикер нижней палаты парламента Борис Грызлов. По его словам, Россия согласится вступить в ВТО только на благоприятных для своей экономики условиях.
- В противном случае [вступление в ВТО] может быть отложено на длительный срок.
Аналитики считают, что такие резкие заявления в Кремле делают скорее для вида, чем с мыслью о серьезном изменении курса. Вступление в ВТО уже давно поставлено Кремлем в качестве одной из главных задач. По словам аналитиков и дипломатов, подобная 'заряженность' публичных заявлений - верный признак того, что стороны подошли к обсуждению самым трудных вопросов.
Одной из самых важных проблем для США остается защита интеллектуальной собственности. Американские правообладатели утверждают, что Россия занимает одно из первых мест в мире по производству пиратской музыки, фильмов и компьютерных программ. По словам же российских властей, они делают в борьбе с этой проблемой - которая, как они признают, действительно серьезна - все, что могут, но к ним относятся несправедливо, как будто такая проблема стоит только перед Россией.
Но Конгресс никак не настроен вспоминать в переговорах с Москвой о презумпции невиновности. Многим парламентариям кажется, что в 2001 году, когда в ВТО вступил Китай, они проявили непростительную мягкость, поверив обещаниям китайцев добиться улучшения во многих областях, включая и защиту интеллектуальной собственности - обещаниям, не выполненным до сих пор.
- Я был одним из тех, кто ратовал за подписание того договора, и на Китае я обжегся, - вспоминает сенатор Гордон Смит (Gordon Smith, Республиканская партия, штат Орегон). Сейчас он совершенно не настроен награждать Москву членством в ВТО.
- Это [предложение] просто несостоятельно, - добавил сенатор.
Также со стороны США слышится беспокойство по поводу того, что Россия не готова выполнять взятые на себя обязательства по защите интеллектуальной собственности. Американская сторона ссылается на новый российский законопроект, создающий условия для ее ослабления. В России, действительно, некоторые производители пиратских дисков получили жесткие наказания, на некоторых заводах по их производству прошли обыски, но случилось это лишь в последние несколько месяцев.
- Какие-то обнадеживающие признаки действительно налицо, но меры по исполнению закона должны быть более активными, - считает Дэн Гликман (Dan Glickman), глава Американской ассоциации производителей кинофильмов (Motion Picture Association of America).
Также делегация США добивается от Москвы обязательств по снижению барьеров, ограничивающих доступ иностранных финансовых институтов на российский рынок, и гарантий в том, что в сельском хозяйстве России будут утверждены международные санитарно-ветеринарные стандарты. Торговые партнеры неоднократно обвиняли российскую сторону в том, что она произвольно использует стандарты безопасности пищевой продукции, фактически устанавливая барьеры на пути импортных товаров. Если на переговорах удастся добиться желаемого, позиция Белого дома в предстоящем сражении на Капитолийском холме существенно усилится: в противовес геополитическим вопросам будут поставлены вопросы прагматического плана - насколько договор в том виде, в каком он будет достигнут, будет выгоден для американских бизнесменов и рабочих.