Министры иностранных дел стран-членов Европейского Союза завершили во вторник в Люксембурге двухдневную встречу - как раз в тот момент, когда этот блок, состоящий из 25 государств, начинает занимать более жесткую позицию по отношению к режимам-изгоям в Иране и Белоруссии, в также недавно избранному в Палестине правительству организации ХАМАС.
В знак возросшего сотрудничества между Европейским Союзом и Соединенными Штатами Европейская Комиссия в пятницу, всего через несколько часов после того, как Вашингтон заморозил средства, выделяемые на оказание помощи палестинским властям, заморозила более 600 миллионов долларов, выделенных ранее на эти же цели.
В понедельник министры иностранных дел стран ЕС одобрили это решение, выразив свою "серьезную озабоченность" по поводу того, что администрация ХАМАС не согласилась отказаться от насилия, признать право Израиля на существование и принять существующие мирные договоренности.
Подчеркнув, что к гуманитарной помощи их решение не относится, министры иностранных дел не смогли скрыть свою растущую обеспокоенность настроенной на жесткий курс организацией ХАМАС, которая и Брюсселем и Вашингтоном была названа террористической организацией.
"Народ Палестины проголосовал за это правительство, и ему придется столкнуться с последствиями этого выбора", - сказал министр иностранных дел Нидерландов Бен Бот (Ben Bot). Глава дипломатического ведомства Великобритании Джек Стро (Jack Straw) отметил, что "для европейских налогоплательщиков неприемлемо, чтобы их деньги направлялись террористам или на финансирование террористических операций".
Для Европейского Союза данное решение означает кардинальное изменение его отношения к Палестине. ЕС является самым крупным донором молодого палестинского правительства, и он неоднократно отвергал обвинения Израиля и подозрения Америки в том, что его деньги направляются террористическим группам, находящимся на оккупированных территориях. Даже когда партия ХАМАС одержала на январских выборах свою оглушительную победу, большинство наблюдателей считало, что ЕС продолжит поддерживать Палестину.
Брюссельский клуб также ужесточил тон по отношению к Ирану, обвиняемому им в несоблюдении Договора о нераспространении ядерного оружия и материалов, а так же во лжи относительно его ядерной программы. Исключая применение силы против исламского режима этой страны, комиссар ЕС по внешней политике Хавьер Солана (Javier Solana) порекомендовал Союзу рассмотреть вопрос применения санкций против Тегерана. Бывший генеральный секретарь НАТО сказал министрам, что если попытки ООН наказать Иран не увенчаются успехом, Европа должна быть готова применить свои собственные карательные санкции по отношению к муллам. Как сообщается в газетах, среди различных вариантов, предложенных Соланой, был запрет на выдачу виз высокопоставленным политикам и чиновникам из атомной отрасли, официальное прекращение переговоров о свободной торговле, усиление контроля за секретными технологиями, эмбарго на поставку оружия и усиление поддержки реформаторов в этой стране.
Еще одним правительством, почувствовавшим на себе в понедельник и вторник гнев министров Евросоюза, был авторитарный режим белорусского президента Александра Лукашенко. Польша и балтийские страны часто высказывали сожаление о том, что ЕС слишком мягко относится к коммунистическим правителям бывших советских республик. В понедельник руководители европейской дипломатии поддержали осуждение прошедших в прошлом месяце сфальсифицированных выборов в республике, называемой Соединенными Штатами "последней диктатурой Европы", запретив Лукашенко и тридцати белорусским чиновникам въезд в Европу. Они также предложили укрепить контакты с оппозицией и независимыми средствами массовой информации.
Единственными другими руководителями государств, кому запрещен въезд во все 25 стран-членов Европейского Союза, являются зимбабвийский диктатор Роберт Мугабе (Robert Mugabe) и лидеры военной хунты из Бирмы/Мьянмы. "Вы сами можете посмотреть, в какой компании находятся эти лица", - сказала газете "International Herald Tribune" представительница Соланы Кристина Галлач (Cristina Gallach).
Признаком того, что влияние Европейского Союза на мировой арене растет, является тот факт, что, судя по всему, его действия воспринимаются в Минске, Тегеране и Газе серьезно. Во время состоявшейся в субботу церемонии инаугурации Лукашенко отругал Запад за его вмешательство во внутренние политические дела. В понедельник президент Ирана Махмуд Ахмадинежад (Mahmoud Ahmadinejad) обвинил западные страны в том, что они "задирают" его страну попытками урезать ее ядерные амбиции. А высокопоставленные палестинские чиновники обрушились на ЕС и Соединенные Штаты за прекращение помощи.
Европейский Союз, являющийся крупнейшим в мире экономическим образованием и донором, оказывающим помощь, обычно предпочитал пряник кнуту и неохотно шел на введение санкций, не говоря уже о нанесении военных ударов по "неудобным" государствам. Однако в последние месяцы произошло заметное ужесточение его внешний политики. Он призвал Белград выдать лиц, обвиняемых в военных преступлениях, пригрозив в противном случае приостановить переговоры о членстве в ЕС. Он недвусмысленно заявил Болгарии и Румынии, что если коррупция не будет искоренена, их мечтам о присоединении к Союзу в следующем году не суждено будет сбыться. Кроме того, он взял на себя ответственность за приграничные и миротворческие операции в Конго, секторе Газа и в отколовшейся от Молдавии Приднестровской Республике.
В понедельник министры иностранных дел заявили о возможном оказании помощи в деле наблюдения за порядком в Косово, если этому мини-государству будет предоставлена какая-либо форма независимости. ЕС уже принял от НАТО контроль за миротворческой деятельностью в Боснии и принимает возрастающее участие в урегулировании замороженных конфликтов на Южном Кавказе.